Время новостей
     N°169, 17 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2000
Клоны пани Иоанны
Издатели не теряют надежды создать "русскую Хмелевскую"
Восемнадцать лет назад из зелененького сборника "Современный польский детектив", от которого никто ничего особо не ждал, выпорхнула героиня повести Иоанны Хмелевской "Что сказал покойник". Тезка автора -- эдакая «кошелка» на грани сороковника -- оказывалась в эпицентре невероятных приключений: носилась по земному шару, словно шарик в колесе рулетки, перемахивала океан на яхте (не умея ей управлять), сбегала из подземелья (при помощи вязальной спицы) и оставляла в дураках шайку мафиози. В героине подкупало отсутствие суперменства: все ее успехи складывались из стараний честной домохозяйки и толики везения, которой Фортуна иногда одаривает гражданок, не очень удачливых в личной жизни. Неудивительно, что "Покойник" пани Иоанны -- образчик торжества Частного человека над Системой, будь то мафия, милиция или Интерпол -- и поныне является объектом для подражания, стимулом для отечественных издателей: неужто не может собственных Хмелевских российская земля рождать?

Среди многих кандидатур на вакантную должность назовем две наиболее типичные -- Дарью Донцову и Наталью Никольскую. Обеих недавно вывело на широкую дорогу издательство "ЭКСМО".

Один из последних романов Донцовой называется "Несекретные материалы". При чтении книги вспоминается не знаменитый телесериал, а диалог Скотта Фицджеральда с Хемингуэем. "Богатые люди непохожи на нас с вами", -- говаривал автор "Великого Гэтсби". "Да, -- не без цинизма соглашался с ним автор "Фиесты", -- у них денег больше". Впрочем, читая Донцову, убеждаешься, что богачи в российском варианте отличаются от простых смертных не только количеством денег. У отечественных Гэтсби есть специальные знаки отличия: малиновый клифт, шестисотая тачка, мобила, голда, пальцы веером, наконец, ранняя смерть.

Пани Иоанна (героиня) радовала наших сограждан близостью к народу: энергией, веселой остервенелостью, пустым холодильником и тощим кошельком. Героиня "Несекретных материалов" -- тезка автора книги -- занимается частным сыском из удовольствия. Денег у нее и без того выше крыши. Ей по плечу любые траты, она устраивает в своем роскошном особняке приют для кошек, собак, погорелых физиков и по первому зову подруги кидается искать ее сгинувшего русско-французского мужа. Отождествить себя с дамочкой, сорящей зелеными, наша читательница при всем желании не может. Госпожа Дарья дальше от народа, чем все декабристы, вместе взятые.

Героини повестей Никольской "Милый опер" и "Шантаж -- дело тонкое" -- русские, но не очень новые. С холодильником у них почти те же заморочки, что у всех: то густо, то пусто. Однако у Никольской -- иная проблема, не позволяющая ей выбиться в Хмелевские...

Умники знают физический термин "парадокс близнецов", он же "парадокс Эйнштейна". Суть феномена в том, что если один из близнецов выйдет в космос на сверхсветовой скорости, а второй останется на Земле, то к моменту возвращения первого на родную планету второй успеет состариться, а первый по-прежнему будет как огурчик. Немало есть на свете близнецов, которые согласились бы -- ради торжества науки! -- на себе проверить знаменитый парадокс. Но поскольку никому еще не удалось достичь упомянутой скорости, близнецы вынуждены коротать время, занимаясь, например, частным сыском.

Близняшки Полина и Ольга отличаются друг от друга и без полетов в космос. Первая -- спортсменка, бизнесменка и каратистка. Вторая -- истеричка и алкоголичка. Полина дерется, Ольга плачет; обе при деле. Лед и пламя, собранные в одном флаконе, определяют благоприятный исход частного расследования. Но радоваться нечему.

Дела сестрам попадаются все больше жалкие и ничтожные: в повестях нет ни масштабного рэкета, ни приличных ограблений, ни международных бандитов. Все локально и легковесно. В "Милом опере" сюжет вертится вокруг кражи из провинциального музея. В повести "Шантаж -- дело тонкое" девочку режут вообще из-за пустяка: преступница зарабатывает нищенством, а девица, делающая ей грим, хочет разоблачить несчастную. Совсем на Руси стало плохо с сюжетами, если автор готов вручить нож тетке, терзающей душу воплем "Сами мы не ме-е-е-стные!" И органы, видно, совсем потеряли форму, если не в состоянии раскрыть дела, которые способны распутать две дилетантки (энергичная и анемичная). Жаль Эйнштейна: на такую ерунду «парадокс близнецов» потратили.

Роман АРБИТМАН, Саратов