Время новостей
     N°71, 21 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2003
Убавленная стоимость
Налоговая реформа разморожена
Премьер Михаил Касьянов подвел черту под правительственными дискуссиями по налоговой реформе на будущий год. Бесконечно, притом публично оппонировавшие друг другу ключевые фигуры кабинета министров наконец пришли к единому выводу: в 2004 году снизить налог на добавленную стоимость на 2%, а единым социальным налогом заняться с 2005 года. Соответствующее решение должно быть принято кабинетом на заседании 23 апреля.

Безусловно, этот результат трудно будет назвать радикальным. Тем более что многие эксперты, а также думские экономисты настаивали, что подлинного эффекта можно ждать не столько от снижения НДС, сколько от сокращения ЕСН, причем не на несколько процентов, а, например, вдвое. Да и сам премьер был изначально настроен более радикально, если не в отношении процентов, то по крайней мере сроков. Однако касьяновская инициатива натолкнулась на упорное сопротивление Алексея Кудрина. Главный финансист страны настаивал, что на сколько-нибудь серьезные шаги можно будет решиться никак не раньше 2005-го, а то и 2006-го года. Противоборство, в котором то на одной, то на другой стороне участвовал также с разной степенью активности и глава Минэкономразвития Герман Греф, с налоговой сферы стало распространяться на самую разную, причем не менее принципиальную, тематику (стабилизационный фонд, банкротства, пенсионные накопления и т.д.). Конфликт превращался в хронический, причем начинал выглядеть уже не как профессионально-экономический, а как управленческо-политический. Тем не менее, в том числе и с помощью подключения к внутриправительственной дискуссии президента, компромисс в последние недели был достигнут. Правительство обездолило журналистов и политологов, лишив их радости комментировать публичную полемику «в экономических верхах». И сегодня гг. Касьянов и Кудрин практически в унисон комментируют предлагаемые налоговые новации. Хотя новации эти, повторим, выглядят довольно скромными, однако в условиях прежнего противостояния начинало казаться, что налоговая реформа де-факто будет «заморожена» вообще.

Премьер-министр считает, что нынче Минфин представил «обсчитанный и обоснованный план снижения НДС». На его взгляд, эта мера положительно отразится прежде всего на перерабатывающих отраслях. Одновременно правительство выступает за то, чтобы не распространять снижение налоговой нагрузки на сырьевые отрасли (а именно компенсировать здесь снижение НДС повышением других налогов и сборов). Отмечая, что НДС -- «самый собираемый налог, но в то же время самый тяжелый для промышленности», премьер уверен, что, с одной стороны, его снижение благотворно скажется на экономике, но, с другой, что теперь следует обратить серьезное внимание на собираемость других налогов. Именно поэтому он напомнил, что дал поручение главе МНС Геннадию Букаеву разработать программу по улучшению администрирования в налоговой сфере. Судя по всему, за решение этой проблемы с г-на Букаева спросят скоро и всерьез.

Что касается ЕСН, то г-н Касьянов не согласился с тем, что реформа этого налога сильно затягивается. «2005 год -- это уже завтра, а не отдаленная перспектива», -- заявил премьер. Снижение же ЕСН с 2004 года -- «это концентрация рисков в одном месте». Правда, он объяснил такую позицию не боязнью кабинета взять на себя ответственность за данные риски, а невозможностью сегодня в силу объективных обстоятельств (в частности, неясности с формированием социальных фондов) просчитать, как повлияет снижение ЕСН на налоговую базу. То есть, если верить г-ну Касьянову, намерение остается, но обоснованность его предстоит еще вычислить.

В свою очередь вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин в минувшую пятницу обнародовал «налоговый пакет» своего ведомства, внесенный в правительство. Наряду со снижением в будущем году НДС с 20 до 18% Минфин предлагает сохранить льготную 10-процентную ставку этого налога на товары первой необходимости и обеспечить ускоренный возврат НДС по капитальному строительству. Г-н Кудрин подтвердил также отмену налога с продаж. Вкупе с другими, более скромными налоговыми послаблениями плюс передача дохода от некоторых налогов из центра в регионы это, по оценке вице-премьера, означает, что из федерального бюджета «выпадут» 300 млрд рублей. Но кое-что в него и «впадет» (например, от нефтяников и газовиков). Однако главное, на что надеется министр финансов, это «политическая воля» правительства и Думы в деле «ненаращивания расходов». То есть мы вам размораживаем налоговую реформу, а уж вы нам заморозьте, пожалуйста, расходы. А иначе какой же баланс?

Вера КУЗНЕЦОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ