Время новостей
     N°70, 18 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.04.2003
Поворот сибирских нефтяных рек
Мурманск зальет Америку топливом
Российское правительство вчера впервые четко обозначило экспортное будущее нефтяной отрасли. Кабинет министров признал необходимость строительства крупнейшего трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. Более того, государство теперь заявляет о том, что не претендует на полное владение новыми нефтепроводами, но оставляет за собой право «контролировать и регулировать транспортную инфраструктуру» -- об этом заявил вчера министр энергетики Игорь Юсуфов.

Эксперты расходятся во мнениях о вчерашнем решении правительства. Одни говорят, что государство пошло на поводу у частных компаний и теперь экспансия на рынках сбыта нефти будет ограничена Китаем на востоке и Америкой на западе. Другие, напротив, считают, что новый экспортный маршрут позволит российской нефти стать более конкурентоспособной за счет снижения транспортных издержек.

О проекте строительства нефтепровода в Мурманск мощностью от 80 до 120 млн тонн в год в ноябре прошлого года объявили главы крупнейших российских нефтяных компаний -- ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, ТНК и «Сибнефти» (исходя из среднерыночных цен это означает, что по данной магистрали должен двигаться финансовый поток размером в 12--18 млрд долл. в год). Обоснование проекта состояло в том, что в России планируется существенный рост добычи нефти, а экспортные мощности уже сегодня перегружены. Строительство глубоководного незамерзающего порта в Мурманске позволит экспортировать сырье как в Европу, так и в США танкерами-гигантами. По расчетам департамента энергетики США, к 2010 году Россия может занять долю в 13% в американском нефтяном импорте (сейчас -- менее 1%). И произойти это должно, с одной стороны, из-за снижения добычи в Мексиканском заливе и Северном море, а с другой, из-за желания американцев снизить свою зависимость от арабских стран -- членов ОПЕК. При этом российское сырье, хотя оно и уступает по качеству нефти Персидского залива, может стать вполне конкурентоспособным на рынке США в связи меньшим расстоянием перевозки.

Однако государственная «Транснефть» не спешила (и до сих пор не спешит) одобрять проект своих коллег. Ее вице-президент Сергей Григорьев неоднократно заявлял газете «Время новостей», что судить о целесообразности строительства этого нефтепровода можно будет только после разработки ТЭО, в котором будет прописаны, во-первых, источники загрузки трубы, а во-вторых, гарантии сбыта. Опасения «Транснефти» во многом связаны с тем, что в России до сих пор не решен вопрос о собственности на нефтепроводы, и пока они будут полностью государственными, госнефтекомпания будет вынуждена строить трубы за свой счет. Мурманский проект же требует около 4 млрд долл. инвестиций. Кроме того, вчера премьер Михаил Касьянов подписал распоряжение о расширении мощности Балтийской трубопроводной системы не до 30 млн тонн в год, как предполагалось, а до 42 млн, и у «Транснефти» возникает вопрос о том, хватит ли нефти на второй нефтепровод в Северо-Западном регионе.

Впрочем, нефтяники уверены, что нефти хватит. «Посмотрите на планы нефтяных компаний, -- призывал вчера корреспондента газеты «Время новостей» представитель ЮКОСа. -- ЛУКОЙЛ в ближайшие десять лет увеличит добычу до 110 млн т в год, «Сибнефть», ТНК и ЮКОС выступают с аналогичными темпами роста». Начальник отдела ЛУКОЙЛа по работе с инвесторами Геннадий Красовский добавляет, что государство фактически соглашается с планами компаний: в проекте Энергетической стратегии до 2020 года, которая, как ожидается, будет принята в мае, записан рост добычи нефти на уровне 450--470 млн тонн уже через десять лет (сами же нефтяники обещают даже 500--550 млн). Более того, говорит он, уже сейчас третий год подряд система «Транснефти» попросту «закупоривается».

К тому же, считают в ЛУКОЙЛе, диверсификация экспортных поставок сегодня нужна не столько потребителям нефти, сколько российским нефтяным компаниям. Дело в том, говорит г-н Красовский, что в ближайшее время начнется масштабная добыча нефти на Каспии. Судя по предварительным оценкам, экспортировать ее будет выгодно лишь на небольшие расстояния. То есть ее путь лежит исключительно в Европу. Поэтому российским поставкам в ту же Европу по нефтепроводу «Дружба», считают в нефтекомпании, в скором времени придется конкурировать. Следовательно, России нужно срочно искать новые рынки сбыта сырья, и самый очевидный из них -- Восточное побережье США. Теоретически, говорят аналитики инвесткомпаний, можно было бы построить нефтепровод из Восточной Сибири в Находку и также расширить рынки сбыта: в этом варианте ими могут стать не только США, но и страны АТР, прежде всего Япония, которая на днях предложила России финансирование такой трубы. Однако российские эксперты по-прежнему считают, что для такого трубопровода нефти Восточной Сибири не хватит, а если строить трубу на Дальний Восток из Западной Сибири, то из-за сложного ландшафта, сейсмоусловий и других факторов «нефть просто будет золотая».

Что же касается гарантий сбыта нефти, то, как говорит Геннадий Красовский, их нет и быть не может. «Так бывает только в газовой отрасли, -- утверждает он. -- В нефтянке все по-другому. Просто нефть на рынке должна быть конкурентоспособной, только это является гарантией сбыта».

Дальнейшая судьба мурманского проекта выглядит следующим образом. Правительство вчера поручило нефтяникам совместно с «Транснефтью» разработать ТЭО. Как ожидается, оно будет готово к концу года. К этому времени, судя по всему, решится и другой важный вопрос -- о собственности на новые нефтепроводы. Нынешние законы таковы, что инвестировать в строительство трубы частникам не имеет смысла -- они попросту не смогут вернуть деньги: в условиях провозглашенного принципа равнодоступности каких-либо долгосрочных гарантированных объемов прокачки никто получить не может. Проблема не выглядела бы столь тупиковой, если бы государство позволило частникам войти в капитал трубопровода. На вчерашнем заседании правительства позиция Михаила Касьянова по этому вопросу резко смягчилась. Он сказал, что государство в состоянии контролировать и частные трубопроводы -- пример тому «Газпром». Поэтому, считает премьер, вовсе необязательно сохранять полную монополию на нефтепроводы. Ранее, как известно, он придерживался иной точки зрения. Теперь, как заявил газете «Время новостей» Сергей Григорьев из «Транснефти», правительство займется проработкой вариантов, при которых можно будет пустить частников в капитал транспортных систем, сохраняя при этом госконтроль.

Главы ЮКОСа и ЛУКОЙЛа Михаил Ходорковский и Вагит Алекперов уходили после заседания правительства просто сияющими. У них, похоже, на данном этапе больше нет глобальных требований к кабинету министров.

Николай ГОРЕЛОВ