Время новостей
     N°69, 17 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.04.2003
Плохое лучше видится вблизи
Российские правозащитники не согласны с мнением коллег из ООН по Чечне
Россия выиграла очередной раунд идеологической баталии вокруг политического урегулирования в Чечне. 59-я сессия Комиссии ООН по правам человека отклонила вчера в Женеве проект «критической» резолюции по ситуации на Северном Кавказе, предложенный несколькими членами Еврокомиссии. Против резолюции высказалась 21 страна, за -- только 15. Российский МИД уже одобрил это решение: по мнению дипломатов, проект был явно тенденциозен и оторван от реальной жизни. А отклонив его, члены комиссии «продемонстрировали понимание происходящих в Чечне позитивных сдвигов». Факт примирения с ооновскими правозащитниками вчера подтвердила и гуманитарный координатор ООН в России г-жа Розмари Макрири. Возглавляемая ею группа экспертов прибыла вчера в Ингушетию, где г-жа Макрири сразу поспешила заявить, что ситуация в регионе меняется к лучшему.

Зато забот российским властям снова добавили отечественные правозащитники. Депутат Госдумы Сергей Ковалев и общественное движение «За права человека» напомнили вчера о своей жалобе в Верховный суд, поданной еще в начале апреля. В жалобе говорится, что президент Владимир Путин превысил полномочия, подписав указ о проведении референдума, а сам плебисцит прошел с нарушениями: на участках присутствовали вооруженные люди, зато совсем не было общественных наблюдателей. Кроме того, референдум нелегитимен с точки зрения старой конституции Чечни, принятой в 1992 году. По мнению правозащитников, сначала ВС России должен был признать ее недействительной -- только тогда можно было бы принимать новый основной закон республики.

Сам г-н Ковалев уверен, что жалоба останется без удовлетворения. В принципе на все предъявленные в жалобе претензии российские власти ответили уже до голосования. Конституцию Ичкерии Россия отказалась признавать, поскольку нормальный конституционный процесс в республике прервался еще в 1991 году, за год до ее принятия. Указ же, который в декабре прошлого года подписал Владимир Путин, референдум не назначал, а лишь утверждал положение о его проведении. Вооруженные люди присутствовали на участках лишь для того, чтобы защитить их от возможных террористических происков, а наблюдателям никто не мешал прийти на участки. Зато явка на референдум действительно была высокой -- это признали даже лидеры московской чеченской диаспоры, традиционно недовольные политикой нынешней администрации Чечни. «Понятно, что референдум не был идеальным, -- заметил вчера глава сенатского комитета по международным делам Михаил Маргелов. -- Но это была абсолютно бесспорная демократическая процедура, которая прошла действительно успешно».

Пока Верховный суд даже не уведомил правозащитников о принятии жалобы к рассмотрению. Но глава движения «За права человека» Лев Пономарев надеется, что российским властям «не удастся избежать хлопот»: правозащитники готовы обратиться в Страсбург -- видимо, для того, чтобы чеченская проблема не ускользала от пристального европейского ока.

А вот некоторые чеченские политики, хоть и признают референдум, считают, что принятую конституцию сразу же придется менять. По мнению бывшего спикера верхней палаты Народного собрания Чечни, избранного в 1996 году, Амина Осмаева, основной закон должен гарантировать специальную русскоязычную квоту, чтобы в парламенте и администрации республики присутствовали не только чеченцы. «До 1991 года русских в Чечне жило около 300 тысяч, -- пояснил г-н Осмаев корреспонденту газеты «Время новостей». -- Сейчас их осталось около 30 тысяч, но квоты могут быть шире. Это может помочь вернуть в Чечню хотя бы треть русских, покинувших ее пределы за последние десять лет. Если среди представителей власти окажутся русские, к самой власти будет больше доверия». Правда, в победу русского кандидата -- например Геннадия Трошева -- на предстоящих президентских выборах г-н Осмаев не верит.

Иван СУХОВ