Время новостей
     N°68, 16 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2003
Три дня с Завинулом
70-летний основатель джаз-рока поразил Москву своей энергией
В Москве выступил Джо Завинул -- легендарный музыкант, в 60-х игравший с Майлзом Дэвисом и Эддерли, а в 70-х основавший известнейшую джаз-рок-группу Weather Report. События такого масштаба на столичной джазовой и рок-сцене давно не было. В какой-то степени сравнить его можно, наверное, с прошедшими в этот же уикенд концертами Jethro Tull. Но здесь как раз и есть главное отличие гастролей Завинула от всех остальных. В Россию обычно приезжают легендарные рок-исполнители «в отставке»: музыканты либо совсем ушедшие в историю и давно не создающие ничего нового, либо «старички», еще пытающиеся напомнить о себе, но делающие это без особого успеха. И если в отношении гастролей рок-звезд Москва отстает от Европы, Америки или Японии лет на 10--20, то с джазовыми звездами картина иная. На столичных площадках действительно иногда выступают мастера, которые и по сей день пользуются успехом на Западе. А потому приезд такой звезды, как, например, Завинул, не только случай увидеть символ целого джазового поколения 60-х, 70-х или 80-х годов, но и возможность соприкоснуться с актуальным, передовым джазом, подкрепленным к тому же невероятным мастерством и многолетним опытом.

Джо Завинул объединяет в себе и рок-легенду, и джазовую звезду. Он считается одним из отцов джаз-рока, а история группы Weather Report, которую он основал вместе с саксофонистом Уэйном Шортером и басистом Мирославом Витушем, -- один из центральных эпизодов в летописи джаз-рока. Авторитетнейший джазовый журнал Down Beat все 15 лет существования Weather Report неизменно объявлял ее группой года, а сам Завинул признавался лучшим клавишником года 21 раз за последние 22 года.

Правда, после распада Weather Report в 1985 году Завинул организовал другой проект -- Zawinul Syndicate. Здесь музыкант выступил в ином качестве. В новом проекте он собрал исполнителей со всего мира, и получившаяся музыка представляет собой сплав звучаний разных этнических культур, базирующийся на джаз-роковой основе с сильным импровизационным элементом. В разных составах «Синдиката» играли музыканты из Турции, Кот-д`Ивуара, США, Мали, Венесуэлы, Перу, Индии.

Состав, приехавший в Москву, включал кроме самого Завинула (к слову сказать, на самом деле его зовут Йозеф Эрих Завинуль) перкуссиониста Маноло Бадрену из Пуэрто-Рико, гитариста Амита Чаттерджи из Индии, басиста Ги Нсангула с Мадагаскара, барабанщика Марка Гилмора из США и вокалистку Сабин Кабонго из Венесуэлы. Почти все музыканты молоды, но считаются одними из лучших. Все вместе они играют необычайно слаженно, прекрасно чувствуя друг друга и постоянно ориентируясь на своего гениального лидера, который в свои почти 70 лет излучает удивительную энергию. Завинул, окруженный пятью синтезаторами с целой шеренгой из восьми педалей на полу, играет на клавишах, как дирижер управляет оркестром -- обращаясь то к одним, то к другим. Удивительно, насколько Завинул чувствует всех музыкантов и как они понимают его: почти не делая знаков руками, самой интонацией игры он подготавливал их к смене настроения, ритма. Группа рождает плотную и мощную волну звука: мелкий частый ритм барабанов, перкуссии баса и гитары в сочетании с потрясающим густым звуком баса и аккордами синтезаторов, и на этом фоне отрывистые музыкальные фразы Чаттерджи и Завинула, всегда настолько к месту, что подпрыгиваешь от тока мелких синкоп.

Кроме этого все музыканты потрясающие сольные исполнители. Каждая вещь, которую играл «Синдикат», напоминала, что задействованные в проекте музыканты принадлежат к разным этническим культурам. Амит Чаттерджи потрясающе спел и сыграл медленную и проникновенную, как индийская рага, композицию. Причем все «этнические» композиции, начинавшиеся длительным соло одного из музыкантов в сопровождении Завинула, затем -- после подключения всей группы -- обыгрывались в мощном, энергичном джаз-роковом ключе.

Используя этнические мотивы, Завинул точно напал на неисчерпаемую жилу, способную питать творческую мысль свежими идеями снова и снова. Он удачно попадает в актуальный музыкальный контекст (к созданию которого сам приложил руку), который вкупе с его мастерством композитора и исполнителя позволяет собирать аншлаги по всему миру. Москва, кстати, не стала исключением: все три дня концертов в «Ле Клубе» было не протолкнуться, а у входа стояли люди, спрашивая у счастливцев, попавших на концерт, лишний билетик.

Вячеслав РОГОЖНИКОВ