Время новостей
     N°68, 16 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2003
Немцы против немцев
Adidas теряет свои позиции в бундеcлиге
Футбольная экипировка не второстепенное дело для любого футбольного клуба. Фирменные знаки на футболках и бутсах игроков приносят в копилки клубов немалые суммы. В Германии нешуточная борьба на «экипировочном» рынке развернулась между фирмами Nike и Adidas.

Восходящая звезда немецкого футбола Тобиас Рау, недавно призванный под знамена первой сборной, сразу же столкнулся с проблемами. 21-летний игрок команды «Вольфсбург» (со следующего сезона будет выступать в рядах «Баварии») прибыл в лагерь национальной сборной в форме фирмы Puma. «Сейчас же переодеться!» -- первое, что услышал молодой футболист перед тренировкой. Причина столь резкого замечания кроется в том, что сборная Германии на протяжении последних 48 лет играет исключительно в форме Adidas, получая за это, между прочим, нешуточные 2,5 млн евро ежегодно (контракт до 2010 года). Для сравнения: сборная Бразилия подписала десятилетний контракт с фирмой Nike на сумму 350 млн евро. Возвращаясь к Рау, отметим, что защитник стал не единственным футболистом, услышавшим в первый день сборов категоричный приказ переодеться. Молодой Кевин Кураний, представляющий «Штутгарт», также «осмелился» приехать на сборы в форме фирмы Puma. У 21-летнего нападающего личное соглашение с Puma на 50 тыс. ежегодно. Тем не менее по закону Немецкого футбольного союза для любого игрока сборной Adidas должен быть приоритетным.

Однако немецкие чиновники, похоже, вскоре столкнутся с новой проблемой. Именно молодое поколение игроков, которое и будет скорее всего представлять Германию на чемпионате мира 2006 года, все чаще выбирает форму Nike. Американский концерн поглощает немецкий футбольный рынок, «отвоевав» у Adidas только за последнее время семь игроков национальной сборной. Так, например, Кристоф Метцельдер подписал договор с Nike на три года, по которому 22-летний дортмундец обогатится на 450 тыс. Или Мирослав Клозе, заключивший соглашение с американцами на сумму 150 тыс. в год. Кстати, по поводу Клозе сразу же возникает вопрос, может ли он вообще перейти когда-либо в «Баварию», у которой личное соглашение с Adidas. Адвокаты игрока не сомневаются в положительном разрешении вопроса, напоминая, что Дэвид Бекхэм играет в бутсах Adidas, несмотря на то, что у «МЮ» главным спонсором является Nike.

Противостояние двух экипировочных гигантов продолжается. «Nike делает ставку на тех игроков, которые показывают отличный результат и имеют перспективу», -- отметил пресс-атташе Nike в Германии Олаф Маркофф. Сегодня фирма пытается заманить в свои ряды и другого перспективного игрока -- Беньямина Лаута из «Мюнхен 1860» (предложение -- 50 тыс. ежегодно). К тому же американцы с нового сезона подписали эксклюзивный договор с дортмундской «Боруссией», по которому чемпион бундеслиги обеспечит себе 5 млн ежегодно. А что же Adidas? Немецкая фирма решительно сопротивляется американцам. Последние «приобретения» Adidas также обращают на себя внимание -- это и Торстен Фринг, получающий по 100 тыс. ежегодно, и Себастьян Кель, и Пауль Фрайер. Не стоит забывать, что под знаменами Adidas находятся и такие гранды, как Оливер Кан и Михаэль Баллак, каждый из которых обходится фирме в полмиллиона ежегодно.

И все же исследователи рынка скептически оценивают шансы Adidas в борьбе с Nike. Во время мирового первенства 2002 года немцы вложили в него «всего» 50 млн евро, в то время как американцы вдвойне перекрыли эту сумму. Кроме того, все чаще слышатся и недовольные голоса самих игроков сборной Германии, желающих выступать в бутсах, с фирмой которых у них личное соглашение. В Англии, Италии или Аргентине такая «смесь» стала нормой.

Александр ПОДОЛЬСКИЙ