Время новостей
     N°68, 16 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2003
Иракский дипломат последнего призыва
Воздавать должное побежденным -- занятие неблагодарное. Ну кому они теперь нужны, эти побежденные? Гораздо полезнее облобызать медовый зад победителя. Тем не менее noblesse oblige -- положение обязывает. В связи с иракским кризисом я, как московский журналист, хочу сказать: мне жаль, что посол Ирака в России Аббас Халаф не проработал в столице и года.

Впрочем, до годичной выслуги он дотянет. Агреман 47-летний Халаф получил в мае прошлого года, а до мая нынешнего Москва вряд ли решится на смену состава иракского посольства на Погодинской улице. В российском МИДе говорят, что не сделают этого по собственной инициативе, пока не последует просьбы от нового иракского правительства. А этот демократический эксперимент займет некоторое время.

В начале войны Вашингтон потребовал от Москвы высылки иракского посла. «Интересно, куда?» -- парировали в российском МИДе и замяли вопрос. Посол остался. «Хорошо бы, чтобы Халафу подыскали необитаемый остров в океане, дали бы ему пустые бутылочки, и пусть бы он записочки в них рассылал с просьбой о помощи», -- сказал автору позавчера один высокопоставленный американский дипломат в Москве. При этом мечтательно и злорадно зажмурился, видимо, представив далекий пустынный остров и иракского коллегу на нем.

Чем удивил меня иракский посол? Многие арабские посольства в Москве -- сонное царство. Кому-то лень работать. Кто-то побаивается прессы: вдруг гадость напишут? Лучше держаться подальше. Кто-то признает отвратительную необходимость работать с журналистами, однако делает это так, что сидел бы уж лучше дома. Взять хотя бы посла Палестины в Москве г-на Хайри Аль-Ориди. Кто из московских журналистов не знает, как тяжело общаться с этим дипломатом с вечно обиженным выражением лица. В либеральной российской прессе кое-кто из арабских представителей априори видит врага. «А у тэбя бабушка нэ еврэй? Нэт? А дэдушка? А тогда зачем ти такой смуглий? Русский должен быть бэлый», -- типичное заявление типичного арабского дипломата, всюду видящего происки Израиля.

Иракский посол оказался другим. Мы его сразу прозвали «живчик». Бывший переводчик Саддама и знаток русских поговорок, он получил три высших образования (в Багдаде, Воронеже, Москве) и работал с журналистами на западный манер. Если интервью, то интересно, живо, информационно насыщенно и вовремя. В дни войны шла настоящая дуэль: иракский посол Аббас Халаф против американского Александра Вершбоу. То один что-то скажет в СМИ, то другой ответит, а журналисты довольны.

17 марта, за три дня до войны, Аббас Халаф вылетел в Багдад. А ведь мог бы не ехать. Багдад тут же приказал дипломату вернуться в Москву -- воевать дипломатическим оружием. Не побоявшись, что сбежит. И никто в Багдаде не потребовал в заложники семью -- его жена и четверо детей, слава богу, сейчас в российской столице. Такой вот штришок к портрету.

Елена СУПОНИНА