Время новостей
     N°68, 16 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2003
Пока, Эдичка
Поэт, писатель и революционер получил четыре года
В Саратовском областном суде вчера завершилась криминальная эпопея писателя и главного национал-большевика страны Эдуарда Савенко, более известного под литературным псевдонимом Лимонов. Почти ровно два года назад он вместе с несколькими соратниками по партии был арестован ФСБ по обвинениям, под которые до сих пор подпадали только чеченские боевики, -- попытке создать незаконные вооруженные формирования, подготовке к терроризму, призывах к свержению власти и изменению конституционного строя, приобретении и хранения оружия. Более девяти месяцев суд изучал собранные и подготовленные контрразведчиками улики против Эдички и в конце концов всю политическую часть расследования признал несостоятельной. А именно она и представляла основу всей проделанной ФСБ работы. Следователи контрразведки полагали, что г-н Лимонов вместе со своими партийцами собирался создать на Алтае партизанские базы, подготовить вооруженные отряды для совершения терактов и захвата власти в северных районах Казахстана и образовать там «Вторую Россию». При этом, по версии обвинения, г-н Лимонов даже собирался привлечь известного международного наемника Боба Динара (настоящее имя -- Жильбер Бурго).

Эдуард Савенко и пятеро его сподвижников -- издатель и главный редактор газеты «Лимонка» Сергей Аксенов, активисты национал-большевистской партии (НБП) Олег Лалетин, Владимир Пентелюк, Дмитрий Карягин и Нина Силина -- были признаны виновными лишь в хранении оружия и получили хоть и реальные, но минимальные сроки заключения. Самому главе НБП назначили четыре года колонии общего режима. Учитывая, что два года г-н Лимонов уже отсидел под арестом в «Лефортово» и, насколько известно, там злостно режим не нарушал, уже в ближайшие месяцы, а то и недели он может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Его соратники по партии, получившие еще меньшие сроки, очевидно, смогут выйти на свободу после вступления приговора в законную силу. Если прокуратура и адвокаты не будут подавать жалобы и протесты, это произойдет через десять дней. Однако и в противном случае «нацболам» ничего больше грозить не может. Как известно, согласно новому УПК вышестоящая судебная инстанция не может принимать решения в пользу ужесточения наказания. Учитывая, что гособвинитель просил для подсудимых членов НБП куда более суровой участи -- самому г-ну Лимонову прокурор требовал дать 14 лет колоний, -- российские «нацболы» вполне могут праздновать победу над нелюбимой ими госбезопасностью.

Последний день процесса по делу Лимонова в Саратовском суде прошел хоть и в рамках приличий, но не без традиционного национал-большевистского эпатажа. Поддержать своих «пострадавших от буржуазной власти» лидеров из Москвы приехало около полусотни членов НБП и одни из самых колоритных членов Госдумы -- Василий Шандыбин и Виктор Черепков (последний, являясь общественным защитником г-на Лимонова, присутствовал почти на всех судебных заседаниях). Во время многочасового оглашения приговора в зале суда то и дело раздавались сдавленные смешки. Что, впрочем, немудрено -- речь судьи пестрела фразами типа «шпионская романтика» и «горели мечтой о революции». А некоторые фрагменты обвинения вообще походили на историю Джеймса Бонда или захватывающий вестерн.

Сам Эдуард Лимонов ожидал оправдательного приговора, но все же остался доволен работой суда. «Правосудие восторжествовало. Оправдание по трем статьям во многом заслуга русского общества. Подобного прецедента уже не будет», -- заявил он после оглашения вердикта. Адвокат главы НБП Сергей Беляк также предполагал если не полного оправдания своего клиента, то как минимум условного срока. Но вынесенному приговору тоже не очень удивился, заявив, что определенную роль в деле Лимонова сыграли журналисты: «Пресса выступила в роли сливного бачка. Даже Чикатило имел положительные и оправдательные репортажи. А в отношении Лимонова -- один сплошной заказ». «И он (Лимонов. -- Ред.), и Нина Силина, и тем более больной туберкулезом Сергей Аксенов заслуживают другого. Надеюсь, Верховный суд их оправдает», -- заявил г-н Беляк.

Представитель Генпрокуратуры, представлявший на процессе сторону обвинения, приговор суда прокомментировал сдержанно. Он заявил, что окончательный вывод, подавать протест или нет, «мы можем сделать лишь после того, как изучим текст решения суда». Впрочем, мягкость приговора прокурор посчитал вполне объяснимой: «преступление было выявлено и предупреждено на очень ранней стадии в условиях достаточно хорошей организации и конспирации в НБП. Это не могло не сказаться на возможностях следователей в плане сбора доказательств».

Вообще, как выяснилось на суде, члены НБП давно находились под плотной опекой ФСБ -- среди прочего там фигурировали записи «прослушки», сделанные в офисе «лимоновцев». Активная же стадия расследования против г-на Лимонова началась в начале 2001 года. В марте контрразведчики, очевидно, пользуясь своей информированностью о жизни «нацболов», при попытке приобретения в Саратове двух партий автоматов Калашникова (всего шесть штук) задержали Силину, Пентелюка и Лалетина. Позже был задержан и Корягин, который дал показания, что оружие покупалось по поручению Аксенова и с ведома Лимонова. В результате 8 апреля 2001 года на далекой пасеке на Алтае контрразведчики задержали самих Аксенова и Лимонова, которые заявляли, что уехали туда якобы писать новые книги. По версии же следствия, в тайге лидеры НБП готовили партизанские базы для будущих бойцов за «Вторую Россию» и проводили «разведку на местности». Вдобавок к этому следователи на основании изъятых документов, материалов «прослушки» и опубликованных в «Лимонке» статей пришли к выводу, что «нацболы» призывали к свержению власти.

Было ли это все на самом деле, а если было -- насколько всерьез, теперь уже непонятно. Однако на начавшемся в Саратове в июле прошлого года процессе над «лимоновцами» они сами и их адвокаты начали довольно успешно обороняться от «наседающих» чекистов. Так, выяснилось, что все пункты обвинения, кроме покупки оружия, основаны на довольно шатких уликах -- письмах, статьях, заявлениях и самых примитивных бытовых вещах, типа хранившихся дома у партийцев камуфлированных штанов и шапочек-масок с прорезями для глаз. Сам г-н Лимонов же заявил суду, что идею свержения в России власти выдумали на самом деле другие люди, просто присылавшие в НБП письма, а что он писал в своих статьях -- так это были «измышления литературного характера», не имевшие отношения к реальной жизни. На самом деле, по заявлению г-на Лимонова, НБП использует только легальные методы работы, близкие к тем, какими пользуется, к примеру, «Гринпис». Также на процессе лидеры НБП делали особый упор на не пользующиеся популярностью в российском обществе, но в принципе обычные оперативные методы работы ФСБ, такие как «прослушка», вербовка агентов и слежка. В результате суд постановил снять с «нацболов» все основные обвинения, поскольку они неоднозначны -- по новому УПК любые сомнения трактуются в пользу подсудимых.

Анна УШАКОВА, Саратов, Виктор ПАУКОВ