Время новостей
     N°67, 15 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2003
Чисто вегетарианское убийство
Приговор голландцу, застрелившему Пима Фортейна
Сегодня должен быть оглашен окончательный приговор убийце ультраправого нидерландского политика Пима Фортейна. Обвинение потребовало высшей меры наказания -- пожизненного заключения. 33-летний Фолкерт ван дер Грааф, убивший Пима Фортейна почти год назад -- 6 мая прошлого года, объяснил на суде, что хотел «избавить общество от грозящей ему опасности».

Пим Фортейн был весьма яркой личностью. Свою партию «Список Пима Фортейна» он зарегистрировал за два месяца до парламентских выборов. Программа партии отвечала явным и тайным пожеланиям любого голландца: улучшить медицинское обслуживание, обеспечить безопасность на улицах, всех иммигрантов -- нарушителей закона выслать домой. Голландцев еще со времен Средневековья считали самой терпимой нацией в Европе, сюда бежали от преследований католики и евреи, геи и диссиденты. В последнее время сюда перебираются и мусульмане.

Мужчины, приехавшие на заработки, строят мечети. Их семьи живут обособленными общинами: женщины сидят дома и не учат языка, их дети не получают образования, слоняются по улицам и совершают львиную долю преступлений в стране. И все получают всевозможные социальные пособия. Эта проблема -- общая для всей Европы, однако говорить о ней вслух не принято. Пим Фортейн заговорил. Его скандальные выступления вроде «ислам -- отсталая и недоразвитая религия» или «у всех совершивших преступление иммигрантов, даже натурализованных, нужно отобрать паспорта и выслать» взбудоражили общественность.

Газеты называли его фашистом и обвиняли в покушении на священную демократию. Пим Фортейн был гомосексуалистом, что само по себе никого не волновало, но его публичные пожелания политическим оппонентам «встретиться в темной комнате» вызывали негодование. Однако его популярность в народе, уставшем от собственной терпимости, росла стремительно, и, по предварительным опросам, он мог претендовать на кресло премьер-министра.

Убийца -- не мусульманин и не иммигрант. Он коренной голландец, вегетарианец, в детстве участвовал в спасении птиц, попавших в нефтяное пятно, позже, еще во время учебы в сельскохозяйственном колледже, присоединился к группе борцов против проведения опытов на животных. Ван дер Грааф держался в стороне от агрессивного крыла «зеленых», никогда не нарушал законов и не привлекался даже к административной ответственности. Мысль убить Пима Фортейна, по его словам, пришла к нему за пару часов до преступления.

Осуществить задуманное было нетрудно -- до сих пор в Голландии политики не имели никакой личной охраны, даже премьер-министр часто ездил на работу на велосипеде. Два часа защитник животных прятался в кустах, поджидая, когда Фортейн выйдет из студии государственного радио в Хильверсуме. Когда тот появился на автостоянке, убийца подошел и выстрелил в упор шесть раз. Стоявшие рядом люди были в таком шоке, что даже не заметили преступника. Его увидел человек в проезжавшей мимо машине. Неожиданный свидетель тут же позвонил в полицию и поехал за преступником, поминутно сообщая: свернул направо, свернул налево. Полицейская машина подъехала через пять минут и арестовала Ван дер Граафа.

Партия Пима Фортейна получила на выборах, состоявшихся на девятый день после убийства, 26 кресел в парламенте и образовала вторую по численности фракцию. Однако «Список Пима», составленный из новичков в политике, оказался не способен к нормальной законодательной работе и в конечном итоге стал причиной развала и отставки кабинета. На следующих, внеочередных выборах в январе этого года «Список» получил всего 6 мест и больше не играет заметной роли в политике.

На днях в Роттердаме, где Пим Фортейн жил и начинал карьеру на муниципальных выборах, местные власти решили установить ему памятник. Во время транспортировки бронзового монумента высотой 3,8 метра в тоннеле от удара о верхний свод у статуи снесло голову. Водитель грузовика, заметив, что произошло, подобрал оторванный фрагмент, припарковал автомобиль и пошел за помощью.

Весть о том, что на дороге стоит «Пим без головы», мгновенно разнеслась по округе, где живет много выходцев из мусульманских стран. Из собравшейся толпы в памятник полетели бутылки, люди скандировали проклятия в адрес Фортейна. Проходившая мимо группа молодых поклонников политика вступилась за оскверняемый памятник, начав бросать бутылки в толпу иммигрантов. Завязавшуюся драку прекратил вернувшийся водитель грузовика, который прикрепил оторванную бронзовую голову Фортейна крепким скотчем и веревками, а потом уехал.

Анна ВЕРБИЕВА, Амстердам