Время новостей
     N°65, 11 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2003
«Разве вам нужно два правительства?»
Касьянов не почувствовал эффекта от лизинга
Революционный переворот в сфере ввозных пошлин на авиатехнику, которого ожидали от вчерашнего заседания правительства, не состоялся. Кабинет под председательством Михаила Касьянова концептуально поговорил о внедрении лизинговых схем в отечественное авиастроение и констатировал, что толку от этих схем пока не видно. В связи с чем заинтересованным ведомствам было поручено продолжить совершенствование лизингового механизма.

Михаил Касьянов отметил на заседании, что «государство выполнило обязательства по инвестированию значительных сумм в капитал двух лизинговых компаний». «Но серьезного эффекта мы пока не получили», -- заявил он. Заместитель министра экономического развития Юрий Исаев уточнил журналистам, о какой сумме идет речь: 3,2 млрд руб. Столько казенных средств было вложено в «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) и Финансовую лизинговую компанию (ФЛК) согласно постановлению о господдержке отечественного авиастроения, принятому в конце 2001 года.

В качестве положительного момента г-н Исаев отметил, что завершено или завершается финансовое оздоровление (т.е. реструктуризация долгов перед бюджетами всех уровней) трех производственных площадок, избранных для запуска лизингового механизма: Воронежского, Ульяновского и Казанского авиазаводов. Вместе с тем это достижение при всей его важности является в лизинговой программе не более чем подготовительным мероприятием.

Правительство России должно определить причины, мешающие получению хорошего эффекта от уже принятых мер по организации лизинга воздушных судов, резюмировал вчера премьер-министр Касьянов.

Глава «НБР-групп», контролирующей 42% акций ИФК, Александр Лебедев предложил на заседании свое объяснение этих причин и свой рецепт их преодоления. По его мнению, правительство в свое время сделало большую ошибку, вложив деньги в две лизинговые компании (ИФК и ФЛК), а не в одну -- ограниченные средства оказались распылены. «Разве вам нужно два правительства?» -- риторически спросил Лебедев корреспондента газеты «Время новостей». А членам единственного пока правительства России глава НРБ указал, что ошибку пока еще не поздно исправить, объединив в той или иной форме ИФК и ФЛК. Последовательно продолжая эту же линию, он выступил и за слияние авиазаводов в единую национальную авиастроительную компанию, которую государству следует передать в управление единой лизинговой компании со смешанным частно-государственным капиталом. Эти революционные идеи г-на Лебедева не получили немедленного правительственного одобрения, однако, как показалось самому руководителю «НБР-групп», были благожелательно приняты к сведению.

Перед вчерашним заседанием циркулировали слухи, что там будут приняты другие революционные решения в интересах ИФК и ФЛК. В недрах Минэкономразвития вызрела идея повысить пошлины на ввоз относительно старых импортных самолетов, конкурирующих с отечественными моделями, и одновременно снизить пошлины на комплектующие и авиатехнику, не выпускаемые в России. Лизинговым компаниям с госучастием (то есть ИФК и ФЛК) предлагалось разрешить беспошлинный импорт среднемагистральных самолетов иностранного производства. Юрий Исаев вчера подтвердил, что вопрос о пошлинах на правительстве затрагивался, но в самом общем виде. По его словам, говорить о конкретных ставках и условиях обложения пока рано: эти цифры Минэкономразвития должно разработать и представить на рассмотрение кабинета месяца через три.

Михаил КУКУШКИН