Время новостей
     N°65, 11 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2003
Cуд разрешил врачам спасти жизнь ребенку
Заин, четырехлетний сын супругов Раджа и Шааны Хашми, страдает редким наследственным заболеванием -- бета-талассемией. Его спинной мозг не способен создавать нужное количество красных кровяных телец -- эритроцитов. Чтобы сохранить жизнь ребенку, медикам регулярно приходится переливать ему донорскую кровь. Фактически Заин вынужден жить на больничной койке с капельницей в вене. Обычно подобные заболевания можно вылечить с помощью пересадки клеток костного мозга, но в данном случае это почти невозможно: нет подходящего донора. Родители ребенка искали человека, который мог бы стать спасителем их сына во всем мире, но найти донора, чьи клетки были бы совместимы с клетками Заина, им так и не удалось.

Однако врачи предложили чете Хашми последний шанс спасти ребенка: зачать в пробирке эмбриона-донора и взять у него для пересадки особые стволовые клетки. Этот зародыш должен был обладать генетически заданными свойствами, которые бы позволили провести успешную операцию.

Эти клетки сейчас многими специалистами считаются почти панацеей: они активны, легко делятся, и их можно использовать для регенерации многих органов. Но для такой терапии необходимы эмбрионы человека. И тут медицинские технологии наткнулись на этическую проблему: во многих странах вопрос о том, можно ли использовать зародыши человека в таких практических целях. Радикальные противники абортов приравнивают получение стволовых клеток к убийству, врачи чаще считают, что эмбриону до человеческого существа еще далеко. В Великобритании действует специальный закон, регламентирующий использование стволовых клеток. Но некоторые положения этого закона можно интерпретировать по-разному. В данном случае юристы разошлись во мнениях по поводу того, разрешает ли закон генетический дизайн при создании спасительного для Заина Хашми эмбриона.

Судебный процесс против супругов Хашми и государственного Агентства по эмбриологии и оплодотворению человека (HMEA) возбудили представители организации CORE. Эта группа борется за соблюдение этических норм при репродукции человека. Они сочли, что британское законодательство не разрешает HMEA давать лицензию на создание эмбриона с определенными генетическими свойствами. Высокий суд Англии, рассмотревший это дело в декабре 2002 года, счел, что протест CORE справедлив, и наложил вето на создание эмбриона. Однако супруги Хашми подали апелляцию, и на этой неделе судебное решение было пересмотрено в пользу Раджа и Шааны. Британский апелляционный суд пошел навстречу супругам. Отклонив при этом протест поборников прав нерожденных детей и дав зеленую улицу использованию клеток эмбрионов человека. Возможно, на судью воздействовали не столько юридические доказательства, сколько речь отчаявшейся матери больного ребенка и фотографии Заина, показанные на процессе. Это, по словам миссис Хашми, должно было убедить суд, что речь идет не просто об имени в судебных документах, а о живом человеке.

Теперь медики могут начать создание зародыша-донора. Но не исключено, что решение апелляционного суда уже запоздало и вернуть Заина к нормальной жизни не помогут даже самые современные технологии. Судебный процесс по делу «дизайна детей» тянулся более года. Врачи считают, что если бы лечение началось раньше, то шансов на успех было бы больше. Заину уже четыре года, а такие операции лучше делать в более раннем возрасте. Матери будущего эмбриона-донора уже 39 лет -- это тоже серьезный минус для такой терапии. Кроме того, не факт, что врачи смогут с первого раза выбрать «правильный» зародыш.

Владимир ДЗАГУТО