Время новостей
     N°64, 10 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2003
«Американских солдат будут считать оккупантами»
Корреспондент газеты «Время новостей» Максим БАЛУТЕНКО беседует со специальным корреспондентом канала ТВЦ Евгением ЭРЛИХОМ, вернувшимся во вторник вечером из Ирака.

-- Как бы вы оценили нынешнюю обстановку в Ираке?

--- В начале боевых действий я находился в городе Фао, на юге Ирака. Этот город -- три улицы и два дома. Но британские воинские части сражались за него две недели. На этом фоне мне казалось, что бои за Багдад для войск коалиции будут не «головной болью» или «вторым Вьетнамом», а «первым Ираком». С другой стороны, когда мы начали выезжать за пределы столицы, на участке, где мы снимали, линия обороны состояла из трех-четырех танков и двух дзотов. Как иракские солдаты собирались там обороняться, мне непонятно. Когда на следующий день американские части вошли в Багдад, это меня не удивило.

Внутри самого Багдада все время шла очень активная подготовка к обороне. Было окопано все что можно -- скверы, парки, футбольные поля, дворы. Сейчас начнется «момент истины». Ведь хотя американцы и вошли в город, на окраинах Багдада вовсю идут бои. Городские бои -- это другая война. В городе уже нельзя применять авиацию, зато гораздо легче уничтожать из-за угла бронетехнику. Все жители Багдада вооружены, и американцы для них -- никакие не освободители. Речь идет о людях, которых американцы в течение 10 лет бомбили и расстреливали. У всех у них немало накопилось против США, приход американцев только распаляет отрицательные эмоции.

По большому счету, формально войну иракцы уже проиграли. Воевать со стрелковым оружием против технологий XXI века невозможно. Как они сбили над Багдадом четыре американских самолета огнем зенитных установок образца 80-х годов, мне непонятно. Но они это сделали.

-- Что вы думаете о действиях американских и иракских пропагандистских структур?

-- Для меня стало большим открытием, как иракцы, при всей жесткости диктатуры, все-таки проигрывают пропагандистскую войну. Мне казалось, что они должны были быть к ней готовы на все 100 процентов.

К иракскому министерству информации у меня двойственное отношение. С одной стороны, я понимаю, что они всячески охраняли от журналистов информацию о состоянии дел в своей армии. С другой стороны, работать в таких условиях объективно крайне сложно. Снимать нам в итоге ничего не давали, все надо было согласовывать. Были случаи, которые иначе как инсценировками и подтасовками не назовешь. Нам не разрешали индивидуально зайти в госпиталь, посетить семью, чтобы узнать, как она проводит ночь под бомбежкой. Меня это удивляло. Иракцы -- очень хорошие ученики, и они многому научились именно у СССР и России. В этом смысле их пропаганда -- это неповоротливая, тяжелая, медленно реагирующая на изменения ситуации машина.

Что касается американцев, то во время боев, во время своих кампаний американцы, говоря о чем-то, всегда приводили какие-то цифры. Достоверны они или нет, но цифры всегда убеждают. Кроме того, американцы всегда умели делать шоу и влиять на сознание масс.

-- Насколько эффективно действовала иракская агитация на собственное население?

-- Нехватка информации, ее противоречивость были для иракцев очень большой проблемой. В основном они смотрели собственное телевидение, от которого кроме общих слов о грядущей победе ничего не слышали. С другой стороны, многие иракцы рассказывали мне, что, когда ночью отключался свет, они слушали радио «Монте-Карло», «Би-би-си» и «Голос Америки». А там была другая информация.

-- Что произойдет с Ираком в будущем?

-- Я думаю, что мы не узнаем всей правды о войне. Формальная часть войны окончится для американцев заявлениями о взятии Багдада, а дальше в лучшем случае начнется вторая Чечня. Американская пропагандистская машина опять расскажет, что США пришли в Ирак как освободители, покажет грузы гуманитарной помощи, радостных жителей Ирака и т.д.

Однако жители Ирака не будут сотрудничать с американцами. Американских солдат будут считать оккупантами. Ирак будет ждать своего часа освобождения. Американцы не принесут новый порядок. Пройдет год, два, три и более, и американцы сами надорвутся, когда в США полетят гробы, хотя даже по моим прикидкам число убитых американцев сейчас в 10--20 раз превышает объявленное. Когда критическая масса дойдет до пика, отношение к войне будет совершенно другое как в США, так и у представителей американских оккупационных сил. Они не смогут контролировать эту страну так, как им бы того хотелось.

Максим БАЛУТЕНКО