Время новостей
     N°61, 07 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.04.2003
Когда краб свистнул
Генпрокуратура пригрозила правительству
Скандал вокруг Госкомрыболовства, судя по всему, не закончился, а только начинается. В минувшую пятницу первый заместитель генерального прокурора Владимир Колесников на всю страну заявил, что дал указание провести в правительстве изъятие документов.

Изъять, правда, г-н Колесников хотел всего лишь один документ, который, на его взгляд, не соответствует закону. А именно, распоряжение правительства от 12 сентября 2002 года №1270-Р «Об увеличении объема общих допустимых уловов крабов и моллюсков «трубач». Сославшись на то, что руководитель аппарата Белого дома Игорь Шувалов якобы уклонялся от общения с прокуратурой и затягивал предоставление этого документа, г-н Колесников сказал: «Мне надоело, и я дал предписание». И добавил: «У нас есть вопросы и претензии к ряду ответственных должностных лиц в правительстве, в том числе и к премьеру Михаилу Касьянову».

Стоит отметить, что на самом деле г-н Колесников именно в пятницу ничего нового не сказал. Еще две недели назад на одной из своих пресс-конференций он упомянул имя г-на Касьянова даже в более жесткой форме. Тогда Владимир Колесников, сетуя на «невразумительные ответы» из правительства по «крабовому делу», заявил, что если со следствием чиновники не хотят общаться «по-доброму», у прокуроров есть другие способы общения -- проведение выемок и обыски, вызовы на допрос. Правда, тогда эти слова г-на Колесникова широкой огласки не получили -- многие посчитали, что замгенпрокурора, известный своей жесткостью в высказываниях, просто немного погорячился. Но, судя по развитию событий, Владимир Колесников вовсе не считал, что «погорячился», и вновь повторил имя премьера Касьянова.

В правительстве выразили полное недоумение по поводу прокурорских обвинений. Руководитель департамента правительственной информации Алексей Горшков сообщил, что еще в конце января нынешнего года аппарат правительства направил в прокуратуру копию распоряжения №1270-Р. И подчеркнул, что аппарат правительства всегда оказывал и будет оказывать содействие прокуратуре.

Злые языки говорят, что и в Кремле, и в Белом доме в пятницу было принято решение скандал не раздувать и посоветовать журналистам оставить без внимания акцию разгневанного прокурора. Уверяют даже, что генеральный прокурор Владимир Устинов звонил в Белый дом с извинениями за столь эмоциональный поступок своего подчиненного. И также просил резко не комментировать происшедшее. Наблюдатели, правда, тут же отметили, что «г-н Колесников очернил членов кабинета министров публично, а г-н Устинов извинился за него приватно, в итоге в общественном сознании зафиксировалась только одна позиция: в правительстве не все чисто».

Источники в правительстве считают, что заявления г-на Колесникова впрямую связаны с историей главы Госкомрыболовства Евгения Наздратенко. Последний уже побывал на допросе в Генпрокуратуре, после чего источник в этом ведомстве заявил прессе: «Руководитель Госкомрыболовства дал развернутые показания о злоупотреблениях в его ведомстве». После откровений г-на Наздратенко прокуратура тут же предъявила обвинения его сопернику заместителю председателя Госкомрыболовства Юрию Москальцову. И, получается, одновременно провела недружественную акцию против членов кабинета, включая премьера, который временно отстранял г-на Надратенко от занимаемой должности.

То, что г-н Наздратенко легко от своего портфеля не откажется, он продемонстрировал, когда вернул себя в кресло собственным приказом после месячного отстранения. Более того, г-н Наздратенко не только «самовосстановился», как птица Феникс, но и решил ответить правительству и г-ну Касьянову чем мог. Эту смелость некоторые наблюдатели объясняют нежеланием Кремля и Белого дома принимать на его счет каких-то резких решений. Очевидно, г-ну Наздратенко предложили самому и до конца прочувствовать всю некомфортабельность своего положения и, подумав, оставить рыбу, правительство и прокуратуру в покое.

Вера КУЗНЕЦОВА, Виктор ПАУКОВ