Время новостей
     N°60, 04 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.04.2003
Ненормативный надзор
ЦБ не в силах отказаться от основных нормативов ликвидности банков
Намерение Банка России придать нормативам ликвидности банков статус оценочных оказалось временно неосуществимым. Зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев рассказал газете «Время новостей», что депутаты по просьбе главы ЦБ Сергея Игнатьева «затормозили» поправки в закон «О Центральном банке», исключающие пять нормативов ликвидности из списка обязательных нормативов. Первый заместитель Игнатьева Андрей Козлов говорит, что пока надзорный орган ограничится либерализацией только одного норматива общей ликвидности (Н5). Банкиры, однако, благодарны Центробанку и за это.

Обязательные нормативы ЦБ закреплены в законе о Центробанке и подробно описаны его Инструкцией №1. В их числе -- четыре норматива ликвидности (мгновенной ликвидности -- Н2, текущей -- Н3, долгосрочной -- Н4 и общей -- Н5), регулирующие способность банков своевременно платить по своим обязательствам, соотнося по срочности пассивные и активные операции. Впрочем, как говорят банкиры, «нарисовать» в балансе нужный процент норматива (для отчетности в ЦБ) может любой квалифицированный бухгалтер. «Банки ориентируются на нормативы ликвидности, чтобы показать нужную отчетность, -- заявил газете «Время новостей» вице-президент Пробизнесбанка Павел Бусыгин, -- а в системе внутреннего контроля они часто придерживаются более жестких нормативов».

В прошлом году курирующий в Центробанке надзор Андрей Козлов выступил с идеей перехода ЦБ от формального (нормативного) к «содержательному» анализу финансового состояния банков. В основе новой мысли -- введение оценочных нормативов деятельности кредитных организаций, основываясь на которых сотрудник ЦБ может выносить «профессиональное мотивированное суждение» по финансовому состоянию кредитной организации. И к концу года ЦБ написал поправки в закон о себе, которые исключают из перечня обязательных нормативов (статья 62) нормативы ликвидности, а также дают возможность надзорному органу «устанавливать оценочные показатели деятельности».

В феврале 2003 года по просьбе ЦБ депутаты Госдумы Валерий Зубов и Павел Медведев внесли законопроект в нижнюю палату парламента. Предполагалось, что после его принятия главный банк страны сможет проверять банки по оценочным критериям на предмет годности в систему страхования вкладов. Однако, как выяснилось теперь, Центробанку неожиданно не понравился свой собственный документ. «Сергей Игнатьев попросил нас приостановить движение поправок в Думе на неопределенный срок, -- сообщил г-н Медведев. -- Он хочет более внимательно посмотреть на нормативы, прежде чем принимать окончательное решение».

Как оказалось, в законотворчество центрального аппарата ЦБ неожиданно вмешались его территориальные управления. В начале года банк разослал по ним уже внесенный проект поправок, и из управлений стали поступать отрицательные отзывы на этот документ. Близкий к главе ЦБ источник говорит, что «логика этих резолюций такова: нормативы ликвидности -- один из основных элементов оценки деятельности банков и воздействия на банки; извлекать их из закона «механически» нельзя». На этой неделе свои разъяснения в интервью Интерфаксу дал и первый зампред Центробанка Андрей Козлов.

По его словам, рекомендательный статус нормативов ликвидности означает, что Банк России не будет автоматически применять к кредитной организации, нарушающей норматив, меры надзора (которые варьируется от штрафов до введения временной администрации в банке), а лишь дополнительно проанализирует его политику по управлению ликвидностью в соответствии с оценочной методикой. Однако, «оказалось, что готовой, до конца расписанной методики анализа, который нужно проводить вслед за получением тревожного сигнала, у нас нет», сказал первый зампред ЦБ. Впрочем, Козлов пообещал, что над этой методикой на Неглинной будут работать: «Если альтернативная концепция сложится и банковское сообщество будет с ней согласно, мы заменим методику нормативов иной методикой».

Между тем частичная либерализация системы нормативов в ведомстве Игнатьева таки состоялась -- на этой неделе ЦБ достал из-под сукна указание для своих территориальных учреждений, согласно которому меры воздействия не будут применяться к банкам, выходящим за рамки норматива общей ликвидности Н5, -- доля ликвидных активов банка в совокупном объему активе не должна превышать 20%. По словам Павла Медведева, указание по этому нормативу было составлено еще осенью (по инициативе депутата), но затем его как раз и подменили поправками в закон о ЦБ. А когда эти поправки зависли в Думе, Андрей Козлов счел нужным подписать менее значительную бумагу. При этом он отмечает, что Н5 «связывает возможность банков иметь «длинные» пассивы и «длинные» активы». «Имея сбалансированные, но достаточно крупные по удельному весу "длинные" пассивы и активы, банк тем не менее выпадает из норматива общей ликвидности».

Российские банкиры сочли нужным поддержать г-на Козлова в его начинании, хотя сомнения в том, что ЦБ быстро и успешно перейдет на «содержательный надзор», у бизнеса есть. «Любой эксперимент надо с чего-то начинать, -- полагает директор департамента учета и отчетности Росбанка Ольга Рябова. -- Проблема «длинных» активов актуальна для банков, кредитующих крупные долгосрочные проекты, то есть крупных банков. Соответственно, объектов для детального анализа Банка России будет меньше, чем в случае, если бы в качестве первого шага был взят, например, норматив Н2 (мгновенной ликвидности. -- Ред.)». Эксперт приветствует намерение ЦБ «отойти от формальных внешних цифр и сконцентрироваться на содержательной части деятельности банков». «Другое дело, сможет ли Центробанк перейти на содержательный надзор, -- это ведь крайне сложный процесс», -- добавляет г-н Бусыгин из Пробизнесбанка.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ