Время новостей
     N°59, 03 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2003
МТС берет Казань
Компания МТС завершила переговоры о покупке крупнейшего татарского сотового оператора «ТАИФ-Телком» (марка «Сантел») у холдинга ТАИФ. Гендиректор МТС Михаил Смирнов и глава ТАИФ Альберт Шигабутдинов вчера подписали ряд соглашений, в соответствии с которыми МТС может получить в течение ближайших шести лет полный контроль в «ТАИФ-Телкоме», заплатив как минимум 120 млн долларов.

В соответствии с договором на первом этапе МТС выкупит 51% обыкновенных акций за 51 млн долл. и 50% привилегированных акций за 10 млн долл., принадлежащих ООО «Скай» -- компании холдинга ТАИФ. На остальные акции МТС подписала опционные договоры call и put о покупке с нынешними акционерами «ТАИФ-Телкома».

Опционы call (в соответствии с ними МТС имеет право приобрести акции «ТАИФ-Телкома») на обыкновенные акции компании действуют 48 месяцев с момента перехода к МТС прав собственности на первый пакет акций «ТАИФ-Телкома». Опционы put (в соответствии с этими договорами нынешние акционеры имеют право продать акции «ТАИФ-Телкома» компании МТС) на обыкновенные акции компании вступают в действие через 18 месяцев с момента завершения сделки по первому пакету и действуют 36 месяцев. Минимальная цена на опционы call и put на обыкновенные акции «ТАИФ-Телкома» составляет 49 млн долл. с учетом 8% годовых, начиная с момента приобретения МТС первого пакета акций компании.

Опционы call на привилегированные акции компании вступают в действие через 24 месяца с момента продажи МТС первого пакета акций «ТАИФ-Телкома» и действуют 48 месяцев. Опционы put на привилегированные акции компании начинают действовать через 24 месяца и действуют 24 месяца. Минимальная цена на опционы call и put на привилегированные акции «ТАИФ-Телкома» составляет 10 млн долл. с учетом 8% годовых начиная с момента приобретения МТС первого пакета акций компании.

В случае реализации прав на исполнение опционов доля МТС в «ТАИФ-Телкоме» составит 100%. До заключения сделки 96,5% «ТАИФ-Телкома» принадлежало дочерним компаниям ТАИФ -- «Скай» и «Телеком-Менеджмент» и 2% -- частному акционеру.

Как сообщил глава МТС, долг «ТАИФ-Телкома» в 20 млн долл. после завершения первого транша сделки будет консолидирован в финансовую отчетность МТС. Г-н Смирнов вполне доволен работой менеджмента «ТАИФ-Телкома», поэтому серьезных кадровых изменений, вероятно, не произойдет. Постепенный переход на единую марку МТС планирует осуществить в течение полугода.

По данным «ТАИФ-Телкома», абонентская база его сети GSM-900/1800 превышает 330 тыс. абонентов, в том числе более 240 тыс. активных абонентов. Построение сети «Сантел» началось в 1998 году, в эксплуатацию она была запущена в апреле 1999 года. За пять лет в сеть «Сантел» было вложено более 130 млн долларов.

Аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский считает сделку весьма удачной для МТС. Годом ранее, когда переговоры только начались, учредители «Сантела» ориентировались на экспертную оценку бизнеса оператора в 280 млн долл. и хотели выручить от его продажи не менее 200 млн. На территории Татарии проживают 3,8 млн человек, и на долю «Сантела» приходится 53% рынка сотовой связи и 76% рынка услуг GSM. После покупки в прошлом году крупнейшего башкирского оператора -- «БМ-Телеком» -- МТС получила выход в другой стратегически важный регион Поволжья. Обладая также лицензией на Самару и ожидая выдачи лицензий на Саратов, Волгоград и Астрахань, компания может составить серьезную конкуренцию наиболее сильному игроку в этом регионе -- компании «Мегафон», полагает эксперт.

Передел рынка в Поволжье, вероятно, не завершен. Не исключено дальнейшее поглощение и слияние местных операторов. В условиях активизации на сотовом рынке не только основных игроков -- МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона», но и компаний «Связьинвеста», поволжский оператор -- группа компаний СМАРТС -- сейчас занят поиском партнеров. В прошлом году его владельцы отказались продать активы компании МТС, намереваясь получить лицензию на Москву и конкурировать с ведущими игроками. После отказа в получении лицензии единственным выходом для дальнейшего развития бизнеса СМАРТС является консолидация усилий с ведущими игроками.

Надежда КОСТЮК