Время новостей
     N°58, 02 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2003
ИКЕА хотят остановить
В ближайшие дни в правительстве планируется рассмотреть вопрос о повышении импортной таможенной пошлины на деревянную мебель. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, которая работала над этим проектом, предполагает увеличить специфическую таможенную пошлину на дешевую мебель с 0,6 до 0,9 евро за килограмм, но при этом упростить порядок растаможивания дорогой мебели. В этой тактике шведская компания ИКЕА усмотрела явную попытку помешать ее работе на российском рынке. Леннарт ДАЛЬГРЕН, генеральный директор «ИКЕА-Россия», рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Екатерине САШЕНКО о своем отношении к происходящему.

-- Как вы считаете, попытку увеличить таможенные пошлины на импорт деревянной мебели российские мебельщики предприняли из патриотических побуждений? Или они вам просто завидуют?

-- Россия желает, чтобы успешные зарубежные компании инвестировали в нее. Я слышал речь главы правительства Михаила Касьянова где-то перед Рождеством, когда он высказал беспокойство тем, что иностранные компании не так много инвестируют в Россию. Наша компания заложила первый камень в российский магазин еще во время кризиса в 1998 году. Открытие магазинов ИКЕА повлияло на ситуацию на московском мебельном рынке -- цены стали заметно ниже. Потом российская промышленность, которая наблюдала за ИКЕА, подумала: «надо же, какой успех у них огромный, надо их как-то приостановить»! Подобное происходит с ИКЕА не только в России, так было во всех странах. Давайте представим, что произойдет, если сейчас кто-то попробует нас остановить. Как это отразится на имидже России? Это будет истолковано очень четко: «Приходите в Россию, инвестируйте, но если вы будете слишком успешны, то мы вас просто остановим». Я не верю, что российское правительство пойдет по этому пути.

-- Повышение пошлин может остановить ИКЕА?

-- Вы знаете, сколько сегодня мы платим таможенных пошлин? Если мы покупаем в Швеции кухонный шкаф за 100 долларов и ввозим его в Россию, сколько, вы думаете, на него приходится таможенных пошлин?

-- Думаю, не больше 10 долларов.

-- Мы платим больше 100 долларов. Получается, что и так размер импортных таможенных пошлин сейчас превышает 100%. Это самые высокие таможенные пошлины в мире. А вот если вы купите такой же шкаф в России и импортируете его в Швецию, то вы заплатите 0 долларов в качестве импортной таможенной пошлины. А российский производитель, получается, говорит, что если мы производим кухонный шкаф за 100 долларов где-то в другой стране и импортируем его сюда, то такой же шкаф, произведенный в России, должен стоить 200 или 300 долларов. Мы не можем понять, почему российские товары должны стоить в два-три раза дороже, чем аналогичные, произведенные в других странах? Мне кажется, российской промышленности должно бы быть стыдно выходить с предложением о повышении и без того высоких пошлин.

-- Сталкивались ли с подобным в других странах?

-- С импортными пошлинами никогда ни в одной стране такого не было. На Западе они регулируются государством в рамках соглашений ВТО, а Россия -- не член этой организации, иначе такого никогда бы не произошло.

Компанию ИКЕА создал в 50-х годах Ингвар Кампрад, и в 60-х она уже была очень успешной. Тогда шведские продавцы мебели попытались его остановить, потому что он продавал мебель по низким ценам. Они поставили ультиматум всем его поставщикам и пригрозили, что если те продолжат сотрудничать с ИКЕА, то они не будут у них ничего покупать. Поэтому Ингвар Кампрад начал путешествовать за пределами Швеции и договорился с польскими поставщиками. В результате потом он продавал продукцию на шведском рынке по еще более низким ценам, чем раньше. И если спросить у него, почему ИКЕА такая успешная, он ответит: только потому, что шведские продавцы мебели попробовали его остановить. ИКЕА нельзя остановить.

-- В апреле, вероятно, все же состоится правительственная комиссия по этому вопросу. Каковы будут аргументы ИКЕА?

-- Мы уже направили письмо в правительство и достаточно четко изложили все то, о чем я уже говорил. Могу привести еще один пример. Перед Рождеством я хотел купить машину «Ниву». Поездил по магазинам, посмотрел, что она стоит 4,5 тыс. долларов. Но сразу ее не купил. А вскоре было принято постановление об увеличении импортных таможенных пошлин на автомобили. И после этого, когда я поехал покупать машину, она уже стоила 5,5 тыс. долларов. Единственное, что произойдет при повышении пошлин, это просто повысятся цены на мебель, в первую очередь на отечественную.

-- Российские производители мебели явно настроены против вашей компании и аргументируют это тем, что ИКЕА уже отвоевала в Москве 13% рынка. Это правда?

-- У меня нет таких данных. Если это действительно так, то тогда наша доля будет больше, чем в Германии, а там мы уже работаем 40 лет.

-- Бизнес в России уже приносит ИКЕА прибыль?

-- Нет. Мы еще не достигли уровня прибыльности. Нам нужно иметь как минимум четыре магазина и продавать в них как минимум 30% товаров российского производства, чтобы выйти на уровень рентабельности. После этого в течение 25 лет вся полученная в России прибыль будет полностью инвестироваться в дальнейшее развитие здесь. В итоге мы планируем открыть 20 магазинов и построить фабрики.

-- А магазин на Кутузовском проспекте в Москве когда-нибудь откроется? Или планы изменились?

-- Планы не изменились. Просто в некоторых регионах администрация работает очень быстро, а в некоторых не так быстро, как хотелось бы. Мы готовы начать строительство хоть завтра. Договор аренды у нас уже давно есть. Но мы умеем ждать. В 1965 году мы купили землю в Хельсинки, а разрешение на строительство получили только в 1997 году, то есть через 32 года.

-- IKEA позиционируется как магазин дешевой мебели. Однако в России далеко не многие его считают дешевым. Существует мнение, что IKEA -- это пирамида. На самом ее верху различные сопутствующие товары, которые являются приманкой и составляют очень маленькую долю продаж по сравнению с «основанием пирамиды», где находится мебель, которая не так уж дешева и дает компании основной доход. И только за счет дешевых сопутствующих товаров у потребителей складывается впечатление, что в этом магазине и мебель дешевая. Но по сути это игра с покупателем. Как вы относитесь к такой оценке?

-- Мечта ИКЕА -- изменить к лучшему будни простых людей. ИКЕА всегда будет работать для простых российских семей с ограниченными доходами. Именно поэтому мы стремимся, чтобы наши цены были доступными. В наших магазинах продается широкий ассортимент товаров, который позволяет без лишних усилий и колоссальных затрат сделать дом уютным и функциональным. Уникальность ИКЕА заключается в том, что здесь можно купить все -- начиная от мебели и заканчивая посудой и картинами. Это не пирамида, в наших магазинах продается приблизительно 50% мебели и 50% сопутствующих товаров. И каждый покупатель может выбрать то, что соответствует его вкусу и финансовым возможностям.

Беседовала Екатерина САШЕНКО