Время новостей
     N°58, 02 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2003
Израилю снится иракский бензин
Тель-Авив нашел способ, как удешевить российскую нефть
В случае победы американо-британских сил в Персидском заливе израильтяне надеются восстановить старый нефтепровод между городом Мосул на севере Ирака и портом Хайфа на западе Израиля. Министр инфраструктуры Израиля Йозеф Парицки уже поручил управлению по вопросам энергии и нефтеслужбе собрать данные о состоянии этого нефтепровода и возможности возобновления его работы после завершения войны в Ираке. В интервью израильской газете «Гаарец» Парицки сказал, что нефтепровод позволит Израилю снизить стоимость экспорта нефти. Нефть в Израиль поступает в основном танкерами из России. А благодаря такому трубопроводу российскую нефть частично могло бы заменить иракское «черное золото». Министр выразил уверенность, что его идея будет благосклонно встречена в США, поскольку этот нефтепровод даст иракской нефти прямой выход в Средиземное море.

Газета «Время новостей» обратилась за комментарием по этому поводу к Амиту Мору, генеральному директору компании «ЕКО Енерджи» и одному из ведущих израильских экспертов в вопросах энергетики. По его мнению, разговоры об этом гигантском проекте преждевременны. Даже после окончания войны «геополитические условия для реанимации такого проекта появятся не сразу». Необходим «достаточно долгий период общего регионального политического подъема». Мор считает, что «благоприятные условия» для воплощения в жизнь этой идеи, возникшей отнюдь не сегодня, «могут сложиться не раньше чем в следующем десятилетии, но задумываться можно и сейчас».

Участок трубы из Мосула в Хайфу был частью нефтепровода, идущего в Хайфу из иракского же города Киркук, недалеко от Мосула (см. карту). Он был построен в начале 30-x годов компанией «Ирак Петролиум Корпорэйшен», принадлежащей «Бритиш Петролиум» и другим международным компаниям. Труба шла по территории трех стран -- Ирака, Иордании и Палестины (тогда подмандатной территории Британии, в 1947 году решением ООН она была разделена на два государства, еврейское и арабское). Прекратил же трубопровод свое действие в 1948 году, после войны Израиля за независимость с арабскими странами. Отношения между Израилем и Ираком последние годы были очень плохими, что и препятствовало восстановлению трубы.

Амит Мор пояснил нашему изданию: «Трасса нефтепровода частично сохранилась, равно как и отдельные участки трубы. Однако нефтепровод из Киркука в том виде, в котором он существовал, имеет низкую пропускную способность -- около 100 тыс. баррелей в сутки, тогда как сегодняшняя ежедневная потребность Израиля оценивается в 200 тысяч баррелей». Реанимировав трубу, считает Мор, действительно можно сэкономить на доставке нефти в Израиль. По его мнению, «реконструкция потребует значительных капиталовложений».

В интервью газете «Время новостей» г-н Мор добавил, что через Хайфу иракцы могли бы экспортировать свою нефть в Европу через Средиземное море. Это будет кстати, если иракцы в будущем, как и предполагается, нарастят добычу и экспорт нефти. Правда, для прохождения больших объемов иракской нефти по указанному маршруту лучше не реставрировать старую, а построить новую трубу большего диаметра. Одновременно израильтянам следует переоборудовать порт Хайфы, чтобы туда заходили многотоннажные танкеры. Пока же, по данным на 2000 год, добавляет г-н Мор, большая часть нефти -- 82% -- поступает в Израиль из России и других стран СНГ. Остальная нефть прибывает из Западной Африки, Египта и Мексики.

Изабелла ГИНОР, Иерусалим