Время новостей
     N°58, 02 апреля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.04.2003
Транспортный вопрос
Инвесторы и российские независимые производители газа требуют начать реформу «Газпрома»
Западные инвесторы во второй день саммита «Нефть и газ СНГ», который проходит в Лондоне, решили высказать свое отношение к реформированию рынка газа. Вывод из выступлений таков: необходимо поддержать министра экономразвития Германа Грефа, который выступает за вычленение транспортной составляющей из «Газпрома». При этом «программой минимум» может быть не обязательно создание отдельной газопроводной компании -- она может быть и в составе «Газпрома», но с раздельным учетом затрат. Представители газового монополиста не сочли нужным посетить саммит, равно как и представители МЭРТ.

Зато вице-президент «Итеры» Валерий Очерцов, что называется, рубил правду-матку. «Итера» в прошлом году заплатила «Газпрому» за транспортировку 64 млрд кубометров газа 400 млн долларов, -- возмущался он, -- а за последние пять лет -- 2 млрд долларов! Так как внутригазпромовские цены на транспорт гораздо ниже, то, значит, мы инвестировали солидные деньги в развитие трубопроводов, а отдачи никакой не имеем! Более того, газопроводы принадлежат всем гражданам, так как были построены в советское время, но оказались в частной компании, 50% которой даже не принадлежит государству. Поэтому мы считаем, что должны иметь возможность пользоваться ими на равных с «Газпромом».

Выделение транспортной составляющей из монополии, по оценкам Адама Ландеса из Renaissance Capital, приведет, во-первых, к прозрачности, во-вторых, к снижению издержек. А в-третьих, надеются инвесторы, с отдельной транспортной компанией проще механизм доступа независимых от «Газпрома» газовиков к экспортным газопроводам. Г-н Очерцов разделяет эту точку зрения и добавляет: «Как раз поэтому мы видим яростное сопротивление менеджмента «Газпрома» планам Минэкономразвития».

Докладчики всячески пытались подчеркнуть, что именно монополия на экспорт закрывает инвестициям путь в российскую газовую отрасль. Вице-президент «Итеры» утверждает, что рентабельность на российском газовом рынке сейчас составляет 3--4%. «Но мы верим, что скоро работать станет выгодно, и инвестируем в будущее», -- сказал он.

Вера в будущее основывается на том, что по планам «Газпрома», которые известны г-ну Очерцову, в ближайшие пять лет планируется увеличить экспорт российского газа на 20%, в то время как «Газпром» не в состоянии нарастить добычу -- она ожидается стабильной на уровне 530 млрд куб. м в год (правда, это не значит, что не будут вводиться новые месторождения, просто заканчивается срок эксплуатации множества старых). Более того, доля «Газпрома» в добыче газа в России за последние пять лет, по приведенной «Итерой» статистике, снизилась на 5% -- с 93 до 88% (независимые компании произвели 70 млрд кубометров), следовательно, у «Газпрома» два пути: либо закупать газ в СНГ и у российских независимых компаний, либо потесниться в экспортной трубе, так как использовать покупной газ на внутрироссийском рынке неэффективно.

Эксперты Renaissance Capital вообще считают, что если либерализация рынка газа в России не начнется в ближайшие три-четыре года, то затем в развитии газовой отрасли России случится значительный провал. Впрочем, в самом начале разработки реформы электроэнергетики -- в 2000 году -- Анатолий Чубайс также заявлял о том, что если не приступить к либерализации сейчас, то потом -- в 2003--2005 годах -- будет поздно, так как выбытие мощностей достигнет катастрофических объемов. 2003 год наступил, а предприятия электроэнергетики работают, как недавно рапортовал сам г-н Чубайс, отлично, и РАО «ЕЭС России» вместе с «Газпромом» и другими олигархическими структурами нацеливаются на ЖКХ. Так что нельзя исключать, что призывы о срочности газовой реформы исходят от тех, кто попросту желает получить от этого процесса некие дивиденды.

Николай ГОРЕЛОВ, Лондон