Время новостей
     N°56, 31 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2003
Почему в Ираке не обойтись без российских нефтяников?
Россияне будут работать в Ираке. Этой уверенностью со спецкором газеты «Время новостей» Катериной ЛАБЕЦКОЙ поделился заместитель министра иностранных дел России, экс-министр топлива и энергетики Виктор КАЛЮЖНЫЙ.

-- МИД России делает что-то для сокращения убытков российских фирм по контрактам с Ираком?

-- Основная линия России -- вернуть вопрос в лоно СБ ООН. При возврате на эту правовую основу проблемы с обязательствами Ирака перед Россией можно будет решить. В противном случае американцы, которые в одностороннем порядке и при игнорировании Совбеза ООН начали военные действия, завтра в одностороннем порядке займутся переделом иракских ресурсов.

-- Наши нефтяные компании страдают из-за иракской войны?

-- В целом нет. Объемы нефти, выбрасываемые на мировой рынок, растут. Рынок пока поглощает все, что производится. Все нефтяные компании, имевшие бизнес в Ираке, а он из-за санкций и непредсказуемости ситуации не был очень активным, закладывали в свои планы долю риска. На сегодняшний день потери в основном прогнозируемые и плановые, в рамках бюджета каждой нефтяной компании.

-- Есть ли у нас компании, имеющие прочные позиции в Соединенных Штатах и способные закрепиться в послевоенном Ираке?

-- В каждой российской нефтяной компании имеется какая-то доля американского бизнеса. У кого больше, у тех и будет больше шансов. У компании ЛУКОЙЛ достаточно хороший бизнес в США. ЮКОС -- единственный прямой поставщик из России в американский энергетический резерв. Британская BP -- хозяин «Сиданко» и ТНК. А Англия -- союзник США. Это примеры того, что российских нефтяников не обойдешь.

-- Так конфликт ЛУКОЙЛа с Саддамом, разгоревшийся накануне войны, возник из-за американских связей этой компании?

-- Как такового конфликта там не было. Просто компания ЛУКОЙЛ жестко придерживалась санкций Совбеза ООН. По-другому она действовать и не могла -- это противоречило бы позиции России.

-- Что будет сейчас с ценами на нефть?

Это как предсказать счет футбольного матча. На ценовые пороги влияют политика, рыночная спекуляция. Объем нефти на рынке каким был, таким и остался, а цены играют. Как подчеркивал премьер Касьянов, для планирования бюджета оптимальна цена на нефть в пределах 22--25 долларов за баррель. Этот порог, думаю, будет выдержан. А всплески -- конъюнктура. Почему мы все время пугаем друг друга ситуацией в Персидском заливе? Трагедия войны -- реальность, но это энергетической катастрофой миру не грозит. Есть Саудовская Аравия, Иран, Индонезия, Вьетнам, стабильно работающие.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ