Время новостей
     N°56, 31 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2003
«АвтоВАЗ» продвигается на Восток
Жители Центральной России заплатят за увеличение продаж автомобилей на Дальнем Востоке
Cтоимость автомобилей Волжского автозавода теперь будет равна для всех россиян вне зависимости от региона проживания -- «АвтоВАЗ» продолжил реорганизацию собственной сбытовой системы и с 31 марта ввел единые отпускные цены для своих 313 официальных дилеров.

Всерьез о необходимости реформы сбыта на «АвтоВАЗе» заговорили еще во время кризиса 1998 года, спровоцировавшего затяжной кризис продаж. Был взят курс на разработку единой сбытовой политики, первым этапом которой стало выравнивание условий для всех продавцов. До этого для дилеров существовали разные условия получения автомобилей на заводе (по бартеру, по предоплате, с отсрочкой платежа, различные скидки и льготы), что приводило к существенному разбросу отпускных цен на автомобили.

Несмотря на то что дилеры стали закупать на заводе в Тольятти машины по одной цене, стоимость их в разных регионах продолжала существенно различаться. Собственно отпускная цена для покупателя складывалась из стоимости автомобиля на заводе и региональной надбавки, которая в свою очередь состояла из затрат по доставке автомобилей и их хранению на складах -- чем дальше от Тольятти, тем выше цена.

Теперь, обещают на «АвтоВАЗе», стоимость доставки будет включена в отпускную цену, которая станет равной для всех сбытовых компаний. Первоначально выход на единый уровень цен как следующий этап реформы сбыта планировался до 2007 года без привязки к конкретным срокам, но, видимо, вызванная очередным кризисом продаж остановка конвейера осенью минувшего года заставила ускорить темпы.

Вице-президент инвестиционной компании «Атон» Александр Агибалов не видит ничего удивительного в том, что «АвтоВАЗ» как крупный автопроизводитель использует любые методы, чтобы увеличить объемы реализации». В то же время аналитик уверен, что «унификация цен приведет к повышению стоимости автомобиля в среднем на 5%». «Поскольку к цене будут прибавлены усредненные затраты на транспортировку, выиграют жители отдаленных регионов, в то время как для проживающих в центре России это будет не так выгодно», -- считает Андрей Кормилицын из «Тройки Диалог». По словам аналитика, «пока непонятно, какой смысл продавать самарскому дилеру машину, в стоимость которой уже включена транспортировка, к примеру, до Владивостока». Сами представители завода пока не разъясняют, каким образом будет решена эта проблема.

В то же время действия автозавода вполне укладываются в его стратегию расширения продаж за счет покрытия новых регионов. Не так давно представители предприятия официально заявили, что намерены увеличить продажи на Дальнем Востоке, где стоимость транспортировки существенно увеличивала конечную стоимость машин. Как рассказали газете «Время новостей» в пресс-службе завода, летом прошлого года «АвтоВАЗ» провел тестовый автопробег по дальневосточным регионам, а также специальное маркетинговое исследование, которое, по словам представителей завода, показало востребованность вазовских машин.

Насколько верен маркетинговый ход «АвтоВАЗа», покажет время, однако сегодня отечественная машина на дорогах Приморья, Хабаровска, Магадана и Камчатки -- большая редкость. До введения единых цен региональные надбавки для Дальнего Востока были ниже реальной стоимости транспортировки более чем в два раза, что, впрочем, не сделало «Жигули» привлекательнее японских автомобилей. Аналитики считают, что введение повышенных пошлин на семилетние иномарки -- позитивный фактор для экспансии «АвтоВАЗа» на Восток. Однако даже при новых правилах на владивостокском авторынке по цене новой «Лады-110» можно приобрести Toyota Cоrolla 1999 года.

Яна ВИКТОРОВА