Время новостей
     N°53, 26 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.03.2003
Синдром Басры
Американцы застряли -- за неделю блицкрига в Ираке они не взяли ни одного города. Война переходит в затяжную фазу, грозящую большими потерями. Почему силы коалиции не могут развить успех и увязают в мелких столкновениях? С этим вопросом обозреватель газеты «Время новостей» Николай ПОРОСКОВ обратился к авторитетным российским экспертам, не понаслышке знакомым с военными проблемами.

Американцы панически боятся потерь с обеих сторон

В годы второй мировой войны несколькими мощными налетами американцы без особой необходимости стерли с лица земли город-памятник Дрезден. С тех пор в их тактике мало что изменилось. И в Ираке они все снесли бы, чтобы войска, как во время операции «Буря в пустыне», шли походными колоннами. Но пришлось считаться с мировым общественным мнением.

Американцам нельзя допустить больших потерь среди мирного населения. Армии США, имеющей полное превосходство в воздухе и космосе и могущей ковровым бомбометанием в пустыне уничтожить любого противника, приходится точечно выбивать отдельные объекты и ввязываться в бои с сухопутными силами иракцев. А это чревато потерями среди военнослужащих США, чего не простит уже американское общество, равно как английское и испанское.

Американцы оказались в ловушке. В этой ситуации у командующего силами коалиции два выхода. Первый -- отказаться от командования и уйти в отставку по примеру генерал-полковника Эдуарда Воробьева. Чем быстрее закончится война, тем меньше потерь. Но боевые действия затягиваются. Скоро начнется жара -- фактор очень серьезный. Иракцы уже не боятся американских солдат, даже электричество на ночь не выключают, демонстрируя пренебрежение к противнику. Президент давит на командующего. Я ставлю себя на его место -- так во время событий 9 апреля 1989 года в Тбилиси давили из Москвы на меня: дескать, прекрати беспорядки, но поаккуратней, без потерь. Как это сделать, никто не говорил. Второй путь -- командующий силами коалиции, думаю, усилит разведку, станет аккуратно выявлять оборонительные объекты и поражать их. Тем более что в его распоряжении высокоточное оружие, в том числе управляемые бомбы и артснаряды.

Но не все так просто. Города Ирака -- это узкие улицы, дувалы, глинобитные дома, толстые стены которых пробьет не каждый снаряд. Каждый дом -- это дот (долговременная огневая точка). Если иракцам удастся сохранить высокий моральный дух армии, ее снабжение и обеспечение боеприпасами и продовольствием, война затянется. В конечном счете коалиция, думаю, выиграет. Но может случиться и так, что многочисленные жертвы всколыхнут американское общество, оно заставит президента прекратить вторжение и уйти в отставку. Это будет означать начало дискредитации Соединенных Штатов, политического кризиса. Вторжение советских войск в Афганистан, когда весь мир был против, стало началом поражения социализма, коммунизма, советской власти. Я тогда командовал армией и знаю, о чем говорю.

В 1991 году из академии Генерального штаба я внимательно следил за операцией «Буря в пустыне». Тогда в плен без сопротивления сдавались десятки тысяч иракских военных. Сегодня картина в корне другая. Я думал, что авторитет Саддама несколько показной, но сейчас прихожу к выводу, что это не так. Ирак един, сплочен и способен оказать достойное сопротивление. Применять химическое оружие, если оно есть, Ираку не стоит: жара, ветер меняется, можно себя потравить. Иракцам ничего не остается, как уподобиться огромной Брестской крепости, уйти в глухую оборону. Игорь РОДИОНОВ, депутат Госдумы, экс-замминистра обороны России, генерал армии

Сколько введете солдат, столько получите гробов

Затяжные бои на подступах к Басре объясняются тем, что американцы никогда не отличались боевым духом. Они захватывают населенные пункты, только когда те выжжены, по-другому у них не получается. Эта характеристика относится и к солдату, и к генералу. Имея в Ираке колоссальную мощь и, с другой стороны, противника, вооруженного в основном стрелковым оружием, они ничего не могут сделать. Американская армия продемонстрировала полную несостоятельность. Они считали, что и сегодня иракская армия сдастся без боя. В 1991 году иракцы имели большие, чем сегодня, возможности, но выглядели значительно хуже. Дело в том, что сегодня они защищают не захваченный ими Кувейт, а землю, на которой живут.

Американцы обращались ко мне за советом перед недавним вводом войск в Афганистан. Это был своего рода зондаж ЦРУ. Я им сказал: сколько введете солдат, столько получите гробов. По поводу Ирака они не обращались, но я предостерег бы их от крупных потерь.

Иракскому командованию я посоветовал бы собирать силы и готовить контратаки и контрудары. Они возможны, поскольку у иракцев есть танки и артиллерия. Думаю, что так и будет. Там, где позволяет местность, арабы перейдут к партизанской войне, практикуя обширные поджоги нефти.Валентин ВАРЕННИКОВ, президент Ассоциации Героев России, бывший главнокомандующий сухопутными войсками, генерал армии

Беседовал Николай ПОРОСКОВ