Время новостей
     N°167, 15 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.11.2000
Перфорация мифа
В давние времена у советской ребятни пользовался большим успехом незамысловатый тост-каламбур: «СЕКАМ ПАЛ? -- ПАЛ СЕКАМ». Казалось, что это дико смешно. В основном потому, что ни ПАЛ, ни СЕКАМ -- основные мировые системы кодирования видеосигналов -- пасть не могли по определению, а из прекрасного советского далека, где имелась примерно одна единица видеотехники тысяч на пятьсот душ населения, ПАЛ с СЕКАМом представлялись такими же устойчивыми, как, скажем, Луна. Кроме того, шутка наполняла необоснованным, а потому позволительным патриотизмом. Однако сегодня можно констатировать: СЕКАМ таки пал.

Развенчан миф, согласно которому Соединенные Штаты Америки в части демократических процедур и общего политического достоинства являются безусловным образцом для подражания для всех прочих стран мира. И это, во-первых, печально, а во-вторых, несправедливо. Несправедливо потому, что вообще-то с американской выборной демократией все в порядке: принимая давным-давно свою конституцию с непрямыми выборами президента, американцы просто защитили права малонаселенных штатов в обмен на их вхождение в состав США. А печально, потому что хотя и завещано не сотворять себе кумира, все равно всегда сотворяешь, а потом расстраиваешься. Так, еще совсем недавно российское общество переживало почти что шок в связи с тем, что западная пресса показала себя как минимум такой же бессмысленной и недобросовестной, как и отечественная, если не хуже, -- достаточно вспомнить хотя бы поток фантастического бреда о повсеместном отмывании денег российской мафии или разворовывании кредитов МВФ.

Теперь у россиян есть все основания расстраиваться еще пуще. Мало того, что американцам не удалось по-хорошему выбрать себе президента, мало того, что и у них происходят безобразные вещи типа невскрытых урн или невнятных бюллетеней, мало того, что их хваленые компьютеры, оказывается, не считывают проделанные избирателями дырочки, так еще и их политически корректные кандидаты ведут себя все срамнее и срамнее. Политика цинична везде, и -- как считалось раньше -- особенно в России. Однако ни один из непросвещенных российских политиков еще не скатывался до ханжеского лозунга "Каждый голос считается (если тебе не хватает)". Хуже того, если в России разного рода нарушения избирательной технологии (кстати, ни разу еще не доказанные) сопровождают выборы, смысл которых ясен даже какому-нибудь мирному скандинаву (например, Зюганов или Ельцин, Лужков или Путин), то понять, чем отличаются друг от друга программы кандидатов Буша и Гора, под силу только коренному американцу со средним как минимум образованием или же специалисту-американоведу. То есть, на невежественный взгляд сочувствующих россиян, американцы -- наша гордость еще с той поры, как нас разделил железный занавес, -- оскоромились непонятно даже из-за чего. Бедные.

Однако нет худа без добра. Вместе с падением кумира, похоже, подрушилась еще и пара комплексов: комплекс отличника Знайки у американцев и комплекс вечного двоечника у нас. То есть, как утверждают наблюдатели, находящиеся непосредственно на месте событий, сами американцы пока еще не хотят верить в то, что их портрет уже сняли с Доски почета и что американский пионер уже не всем ребятам пример. Но понимание это постепенно к ним приходит: достаточно приглядеться к драматическим репортажам СNN, которые все чаще начинаются словами «Вот уже шестой день на глазах у всего мира...» Что касается россиян, то привычное чувство заслуженной неполноценности перед антиподами, которые дали нам все -- от джинсов, жвачки и рок-н-ролла до прав человека, -- уверенно сменяется злорадством. Причем злорадством, не замутненным мелкими соображениями выгоды, и чистым, как слеза ребенка: мол, в нашем глазу они и соломинку наковыряют, а у самих-то, посмотрите, там целый лесосплав.

Впрочем, злорадство вот-вот уступит место спокойному чувству глубокого удовлетворения. В конце концов все так или иначе уляжется, американское законодательство обогатится классификацией типов отверстий, полученных в результате компьютерной перфорации избирательного бюллетеня (на сегодня уже зафиксированы дырочки типа «дверка», «окошко», «висящая на уголке», «беременная», «ямочка» и другие), и даже судебная система США может претерпеть кардинальные изменения и стать наконец беспартийной, о чем уже поговаривают американцы, а устаревшая избирательная система -- обновиться. И президент у них будет, и аборты, и публичные школы, и частные, и лекарства без рецептов, и простое человеческое счастье. Но отныне нам все равно всегда будет приятно просто оттого, что в очередной раз подтвердилось: все мы люди. И Буш с Гором -- в первую очередь, причем даже и не лучшие. Больше того, если, не дай бог, оправдаются пессимистические прогнозы, согласно которым от дурацкой ситуации с президентскими выборами США могут плавно скатиться к давно предсказываемому масштабному биржевому кризису и общей экономической рецессии, россияне забудут о злорадстве и полюбят американцев еще жарче прежнего.

Однако сегодня кажется вполне вероятным, что злорадство тем не менее может стать новым фактором геополитики. Во всяком случае в отношениях США с проблемными в смысле демократии странами Европы и Азии. Вне зависимости от того, найдет ли в себе силы проигравший признать поражение (пока похоже, что сделать это придется, скорей, Гору) или коллегия выборщиков примет непростое решение мужественно наплевать на наказы товарищей по партии, или американские выборы попадут в Книгу Гиннесса как самые длинные в мире, политическая репутация страны на некоторое время подмочена. Независимые американские наблюдатели не будут больше самыми почетными гостями на выборах в недоразвитых странах, а военные операции типа защиты прав этнических меньшинств в Косове теперь не будут начинаться с такой небрежной легкостью. Супердержава обрела сомнительный человеческий облик. А человеку, как известно, -- человеково.

Татьяна МАЛКИНА