Время новостей
     N°49, 20 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.03.2003
«Аэрофлот» пошел в банк
НРБ стал совладельцем авиакомпании
Национальный резервный банк (НРБ) и компания Millhouse Capital объявили вчера о завершении сделки по купле-продаже блокирующего пакета акций «Аэрофлота». Сумма, за которую НРБ приобрела у Millhouse «более 26% акций» авиакомпании, официально не разглашается. Председатель Совета директоров Millhouse Capital Евгений Швидлер ограничился по этому поводу заявлением: «Мы считаем очень важной работу, которую проделали частные инвесторы в «Аэрофлоте». Высокий интерес к пакету акций «Аэрофлота» и стоимость сделки явились результатом этой работы».

В начале 2001 года группа инвесторов, известная как «акционеры «Сибнефти», и некоторое время спустя учредившая Millhouse Capital, заплатила этот пакет, по экспертным оценкам, порядка 120 млн долл.

Новые акционеры получили три места в совете директоров авиакомпании (состоящем из 9 человек). Однако дальнейшие попытки Millhouse увеличить свое представительство в этом органе управления натолкнулись на упорное противодействие основного акционера -- государства, которому принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота». В конце прошлого года на рынке появились слухи, что Millhouse утратила интерес к авиакомпании и ищет покупателя на ее акции. При этом рыночная конъюнктура таким планам не благоприятствовала. Исходя из котировок акций «Аэрофлота» в РТС, блокирующий пакет авиакомпании стоит сейчас не более 102 млн долл.

Источник в авиационных кругах, близкий к сделке, вчера сообщил газете «Время новостей», что НРБ заплатил за бумаги «Аэрофлота» 135 млн долл. Если эта информация -- не часть «информационного сопровождения» контракта, призванная спасти лицо инвесторов из Millhouse, то им, видимо, удалось вернуть свои первоначальные вложения и даже немного заработать на двухлетней истории совладения «Аэрофлотом».

НРБ заинтересован в «Аэрофлоте» более очевидным и непосредственным образом, чем Millhouse. Банк является совладельцем лизинговой компании «Ильюшин-финанс Ко» (ИФК), ведущей проект по постройке шести пассажирских лайнеров Ил-96-300 для «Аэрофлота» на Воронежском авиационном заводе ВАСО. (Примерно половина акций ИФК находится в собственности государства). Несмотря на то, что основной контракт по этой сделке уже подписан, «Аэрофлот» пока не очень торопится доводить сделку до логического завершения. Присутствие НРБ в составе акционеров авиакомпании может использоваться для ускорения этого процесса. Генеральный директор ИФК Александр Рубцов в прошлую субботу сказал газете «Время новостей», что если пакет акций авиакомпании окажется в распоряжении банка, то «Аэрофлот» станет более предсказуемым клиентом для отечественного авиапрома и будет внимательнее относиться к отечественной авиатехнике». Вчера, в заявлении, посвященном, приобретению этих акций, банк обтекаемо отметил, что он «рассчитывает на развитие сотрудничества отечественного авиастроения и авиаперевозчиков».

Необходимо, однако, отметить, что сам по себе «воронежский контракт», общим объемом порядка 300 млн долл., не может оправдать 135-миллионные затраты на покупку акций «Аэрофлота».

НРБ, как цитирует президента банка Александра Лебедева Интерфакс, не собирается увеличивать свой пакет акций «Аэрофлота». «Во-первых, это не так легко, -- говорит г-н Лебедев, -- на рынке пока акций нет. Поэтому даже если бы мы и захотели, как мы можем это сделать?»

Основой акционер «Аэрофлота» -- государство -- восприняло вчерашнее объявление хладнокровно. Руководитель пресс-службы Минимущества Александр Паршуков сказал газете «Время новостей», что никаких оснований вмешиваться в куплю-продажу акций между двумя коммерческими фирмами его ведомство не видит.

Пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг сообщила, что официального извещения об изменении состава свои акционеров авиакомпания еще не получала, поэтому о реакции на это событие говорить еще рано. Г-жа Данненберг лишь напомнила, что новые совладельцы не смогут принять участие в ближайшем собрании акционеров, намеченном на 26 апреля, поскольку реестр его участников был закрыт по состоянию на 7 марта 2003 года. Александр Лебедев, со своей стороны, заявил, что в ближайшие дни банк потребует проведения внеочередного собрания акционеров «Аэрофлота», которое, по его мнению, может быть проведено «где-то до середины мая».

Михаил КУКУШКИН