Время новостей
     N°48, 19 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.03.2003
Поменять все пошлины
Правительству не нравится действующий режим импорта автомобилей
Правительство решило ускорить выравнивание условий ввоза автомобилей со сроком эксплуатации 3--7 лет для физических и юридических лиц, о необходимости чего российские промышленники говорят на протяжении последнего года. Сложившийся порядок «обесценивает шаги правительства по изменению ставок таможенного тарифа и дискриминирует канал «белого ввоза», заявил вчера замглавы МЭРТ Андрей Кушниренко на ежегодной бизнес-конференции Института Адама Смита по проблемам развития российского автопрома. Из ввезенных в 2002 году в Россию 629 тыс. машин юрлица, для которых пошлина значительно выше, импортировали лишь 138 тыс. Свои предложения по выравниванию пошлин уже представили МЭРТ, Минпром, Минфин и ГТК. Пока, правда, они расходятся по конкретным уровням ставок. Ожидается, что правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле уже в начале апреля рассмотрит внесенные предложения и примет решение «подтянуть» уровень ставок для индивидуальных импортеров к платежам юрлиц.

Радужные перспективы рисуют чиновники и перед индустрией автомобильных компонентов, за развитие которой в правительстве решили, по-видимому, взяться всерьез. Вчера на заседании правления Российского союза товаропроизводителей глава департамента машиностроения Минпромнауки Николай Сорокин заявил, что «правительство не устраивают масштабы и темпы прихода инвестиций в автомобильную отрасль со стороны иностранных фирм, в связи с чем решено принять стимулирующие меры». В качестве таковых Минпром предлагает поднять ввозные пошлины на автосборочные комплекты повышенной степени готовности до уровня пошлин на готовые автомобили. При этом принятая в прошлом году кабинетом министров концепция развития автопрома предполагает, что импортные пошлины на компоненты сохраняются на действующем уровне на 5--7-летний стабилизационный срок. Возможность такой корректировки подтвердил бизнесменам и Андрей Кушниренко. По его словам, «в правительстве сейчас на уровне идей обсуждается повышение существующего уровня пошлины на узлы высокой степени сборки» при одновременном понижении ставок на простые компоненты. В правительстве считают, что эти меры заставят «отверточников» производить в России и комплектующие.

Еще одним локомотивом развития, по мнению Минпрома, станет создание производства компонентов «в особых экономических зонах, свободных от большинства налогов и других государственно обусловленных нагрузок», и обеспечение для отечественных автосборщиков привлекательных условий для организации производств на отдаленных территориях, в том числе на Дальнем Востоке, в Приморье и Калининградской области. Правда, чтобы сделать этот «шаг вперед», Минпром предлагает сделать сначала «два шага назад»: поскольку в России далеко не все компоненты производятся в достаточном количестве, на определенный период для насыщения рынка предлагается свести к минимуму пошлины на сами комплектующие.

Чиновники полагают, что тарифные меры в совокупности с налоговыми послаблениями в виде особых экономических зон вытеснят режим инвестиционных соглашений, которые действуют на основе правительственного постановления, но весьма раздражают Минэконоразвития. По словам г-на Кушниренко, идея инвестиционных соглашений «себя не оправдала» и у нее «нет будущего». Действительно, у работающей в данном режиме в России компании Ford основные проблемы связаны прежде всего с отсутствием в России комплектующих необходимого качества, что препятствует выполнению условия инвестсоглашения по наращиванию локализации стоимости автомобиля в России. Однако автопроизводители не склонны доверять ведомству Грефа и скорее склоняются в пользу распространения инвестиционных соглашений на производство автокомпонентов, что технически сделать гораздо проще и быстрее.

Особое внимание чиновники уделили вопросу вступления в ВТО, которое грозит подорвать конкурентоспособность отечественных автопроизводителей. «Автомобильные пошлины, -- признают в ведомстве Грефа, -- остаются одним из немногих нерешенных в ходе переговоров, но наиболее чувствительных для отечественной экономики вопросов».

Самые жаркие дискуссии разгорелись вокруг пошлин на новую автомобильную технику. Правительство, по словам г-на Кушниренко, хотело бы иметь возможность выполнить просьбу иностранных инвесторов по снижению пошлин, чтобы окупить свои вложения. Очевидно, что это более выгодно отечественным производителям, которые получат в течение переходного периода защиту от экспансии более мощных иностранных конкурентов. Для этого предлагается зарезервировать за Россией право установить повышенную таможенную ставку на импорт новых машин в течение шести лет (период окупаемости вложений), а на седьмой год снизить до 15%. Это не устраивает США, Японию и ЕС, которые заинтересованы в получении открытого доступа на российский рынок и не соглашаются на повышение таможенных ставок.

Производители автомобилей обозначили свои планы на ближайшие годы. Стратегическая задача автозаводов -- приемлемая для населения ценовая политика и обновление модельного ряда выпускаемых машин.

«АвтоВАЗ» намерен сделать акцент на маркетинговую стратегию, поскольку, считают в компании, соотношение цена--качество является главным фактором для потребителя. Кроме того, уже в июне будет зарегистрировано ЗАО «Индустриальный парк» с уставным капиталом 2 млн долл., на базе которого будет создано производство автокомпонентов совместно с немецкой компанией Ferrostal, которой будет принадлежать до 48% акций СП.

Продолжится расширение сотрудничества «АвтоВАЗа» с General Motors. Одним из их совместных проектов является поставленная на поток «Chevrolet-Нива». И уже достигнута договоренность о выпуске (правда, не в этом году) на СП «GM-АвтоВАЗ» автомобиля Opel Astra Т-3000, входящего в семейство автомашин GM.

«АвтоВАЗ» также намерен с 1 июня начать производство автомобилей семейства ВАЗ-2109 на Запорожском автозаводе. Как известно, на Украине уже ведется сборка автомобилей ВАЗ -- в Луцке, Кременчуге и Херсоне.

«Северсталь-Авто» решила сделать ставку на сегмент автомобилей стоимостью 8--15 тыс. долл., который признается в перспективе наиболее динамичным, а также на сотрудничество с иностранными инвесторами в области сборки. В ближайшее время компания определится в выборе стратегического партнера (сейчас идут переговоры с тремя кандидатами) для производства на мощностях Ульяновского автозавода дорогих джипов, а также микроавтобусов стоимостью свыше 10 тыс. долл. (УАЗ имеет опыт выпуска относительно дешевых внедорожников). Причем речь идет о запуске в производство уже освоенных и выпускаемых в других странах моделей автомобилей. По словам гендиректора компании Вадима Швецова, к проекту, вполне возможно, подключится и «КамАЗ», генеральное соглашение о сотрудничестве с которым «Северсталь-Авто» подписала в декабре 2002 года.

Кроме того, в планах компании организовать во второй половине 2004 года ежегодное производство 20 тысяч грузовиков грузоподъемность до 1 тонны стоимостью 5--6 тыс. долл. Также разрабатывается проект производства легкого полноприводного микроавтобуса и в перспективе -- организации сборки иностранных моделей двигателей на существующих мощностях Заволжского моторного завода.

«Северсталь-Авто» намерена обновить уже действующий модельный ряд. Со второй половины 2004 года УАЗ планирует начать производство нового автомобиля УАЗ-31XX (30 тыс. единиц в год), который будет существенно отличаться от своего прототипа УАЗ-3162 «Симбир». Основной целью рестайлинга станет улучшение дизайна. Новый автомобиль стоимостью 6--8 тыс. долл. будет оснащен дизельными двигателями ЗМЗ-514, мостом Spicer и скорее всего коробкой переключения передач импортного производства. С 2004 года на смену старым моделям УАЗ-3151 придет модернизированная версия УАЗ-315-195, отвечающая нормам Евро-2, по цене 5--6 тыс. долларов.

Яна ВИКТОРОВА