Время новостей
     N°46, 17 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2003
Партии как они есть
Слишком большое «болото»
Полгода назад социологи, определяя предпочтения населения, считали, что «неопределившиеся» (то самое «болото», которое не знает, за кого голосовать, потому как никто не мил) составляют 20--25%. Это было нормально за год с лишним до выборов. Однако прошло полгода, и ситуация изменилась: «болото» расширилось, оно включает до 40% избирателей. Кто им понравится в последний момент, за кого они проголосуют, и что из «болота» вылезет -- тревожный вопрос.

Чтобы понять ситуацию в партиях, Центр стратегического анализа и прогноза совместно с Центром исследований общественного мнения «Глас народа» провел опрос 55 экспертов (политологов, журналистов, партфункционеров и экспертов спецслужб). Их просили оценить потенциал ведущих партий по десяти параметрам: оргструктуры поддержки, творческий потенциал штабов, административный ресурс, известность программ, финансовые ресурсы, харизма лидеров, впечатляемость PR-акций, известность в электорате, информационная поддержка СМИ, электоральная поддержка.

Для начала -- общие закономерности партийно-политической жизни. Наиболее высокие оценки партии получили за финансовые ресурсы, информационную поддержку СМИ и прямо связанные с этим раскрученность лидеров и известность партийных брендов. Вырисовывается цепочка: деньги -- СМИ -- партийные лидеры и бренды.

Самые низкие оценки -- за потенциал штабов и известность программ, а как следствие (за исключением КПРФ и «Единой России») -- за электоральный ресурс. Это тоже цепочка: низкий уровень функционеров -- невнятность программ -- неготовность населения голосовать. Партии увлечены PR-политикой, а население к этому не готово.

Первая десятка партий разделилась на два с половиной эшелона. Первый: КПРФ, «Единая Россия», ЛДПР и «Яблоко». Пока их шансы предпочтительнее. Но впритык за ними за «проходной балл» готовы бороться приотставший «Союз правых сил» и подымающаяся из второго эшелона Народная партия России. Две эти партии -- «прослойка», отделяющая первый эшелон от второго. Ко второму относятся Аграрная партия России, Экологическая партия «Зеленые» (бывший «Кедр»), Партия возрождения России и Партия жизни. Две последние по большинству параметров -- в зоне «вылета» из первой десятки.

Для укрупнения картины мы подсчитали, как в фигурном катании, сумму мест по всем параметрам (чем меньше сумма мест, тем выше место партии).

1. Коммунистическая партия РФ -- 25,5.

2. «Единая Россия» -- 31,5.

3. Либерально-демократическая партия России -- 32,0.

4. «Яблоко» -- 33,5.

5. «Союз правых сил» -- 41,0.

6. Народная партия России -- 56,5.

7. Аграрная партия России -- 72,5.

8. Экологическая партия «Зеленые» -- 78,0.

9. Партия возрождения России -- 87,0.

10. Партия жизни -- 94,5.

Сравним лидеров. Опоры КПРФ: высокий уровень партийных структур; известность программы; привычность названия и стабильный электорат. Отметим вторые места за административный ресурс (имеются в виду «красные» губернаторы), харизму лидера и PR-акции. Но не компартия прибавила -- убавили другие. Результаты «Единой России» ниже притязаний на создание «правящего большинства». Ее потенциал пока держатся на первых местах за административный ресурс, финансы и поддержку подконтрольных властям СМИ. Пока это все.

Картина по параметрам

Оргструктуры поддержки. Их оценка показала: есть только две партии, оргструктуры которых оцениваются «выше среднего», -- КПРФ и «Единая Россия». Хотя за прошедшие годы укрепились оргструктуры ЛДПР (третье место). На последующих местах почти вровень «Союз правых сил» и Народная партия России.

Творческий потенциал штабов. То, что по потенциалу штабов на третье место вышла Экологическая партия, удивляет. Но парадокс запрограммирован. Партии так мало отличаются друг от друга, что «Зеленые», подчеркивая «Мы не политики», выглядят более «продвинутыми» на фоне занудной общепартийной риторики. По тому же параметру на четвертое место вышла и Народная партия России -- в силу нетривиальных подходов. Шестое место «Единой России» -- тревожный признак. Обратим внимание: если «Яблоко» (первое место) и СПС (второе), по инерции считаясь партиями «высоколобых», еще держатся во главе списка, то от КПРФ, ЛДПР и других эксперты не ждут «креатива».

Административный ресурс эксперты отдали «Единой России». КПРФ, НПРФ и СПС идут почти вровень, претендуя на малую его часть. «Административный ресурс» связан с близостью к исполнительной власти («Единая Россия»), влиянием на региональных лидеров (КПРФ) и общую «причастность к власти». Последнее -- привилегия партий, уже представленных в представительной власти. НПРФ и СПС опережают ЛДПР и «Яблоко».

Программы почти всех партий мало известны населению и, по мнению экспертов, не слишком привлекательны -- выше среднего оценена только КПРФ. Коммунистические идеи популярны у части россиян. Затем, с отрывом, идет «Яблоко» с правозащитными программными идеями, «Союз правых сил» с идеями экономической либерализации, ЛДПР с патриотической риторикой и «Зеленые» с охраной природы.

По финансовым ресурсам далеко впереди «Единая Россия». Немного «беднее» «Яблоко» и СПС. Далее ЛДПР, она немного «богаче» КПРФ. Остальные кажутся нищими.

В сложившейся партийно-политической системе неожиданно выглядит харизма лидеров. Вопрос: стоило ли нашей интеллигенции (тем же экспертам) столько возмущаться Жириновским, чтобы теперь ставить на первое место? В нашей забюрократизированной политике других харизматиков просто нет. Поэтому вторым оказался Геннадий Зюганов -- просто приучив к себе публику. На третьем месте Григорий Явлинский, ранее также не отличавшийся особой харизматичностью. Неожиданно четвертое место у лидеров СПС. Судя по всему, «яркость» Бориса Немцова и Ирины Хакамады выглядит нарочитой. Это не харизма, а ее PR-имитация.

Обращают на себя внимание ровные оценки лидеров «Единой России» (Борис Грызлов), Народной партии России (Геннадий Райков) и Партии возрождения России (Геннадий Селезнев). Похоже, что эти лидеры -- типичное порождение политической системы, высокопоставленные «начальники», выдвинутые на публичную сцену. Их харизматический потенциал ограничен. Хотя в предвыборной ситуации потенциал Райкова может оказаться выше Грызлова и Селезнева за счет простонародной риторики.

По яркости и наступательности PR-акций впереди ЛДПР -- за счет PR-усилий лидера. Партия власти делит второе-третье место с КПРФ, что говорит о многом: ведь «красный PR» невооруженным глазом почти незаметен. Значит, вся летне-осенняя кампания «единороссов» с наружной рекламой, растяжками и блокбастерами, на которых обещали контролировать выплату зарплат, ушла «в песок». Кроме ЛДПР, никто по заметности PR-акций не дотягивает даже до среднего уровня.

По известности в электорате лидирует КПРФ -- за счет бренда с 80-летней историей. За счет PR-акций на втором месте ЛДПР. За счет привычности и постоянного «особого мнения» сумело выделиться «Яблоко». «Единая Россия» на четвертом месте. Этот бренд пока мало раскручен, и дело не только в новом лидере. Слившиеся в «Единую Россию» «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» лучше закреплены в социальной памяти, чем «дочернее предприятие».

Информационная поддержка СМИ наиболее очевидна у «Единой России». Эксперты связывают ее с административным ресурсом и финансами. На втором месте ЛДПР, присутствие которой в информационных потоках усилилось после Нового года. Далее -- «Яблоко» и «Союз правых сил». Компартия на четвертом месте, хотя разовый тираж всех левых изданий в стране -- около 30 миллионов.

Оценка электоральной поддержки: впереди КПРФ, несколько уступает «Единая Россия». С отрывом на третьем месте ЛДПР. Отрыв «Яблока» от ЛДПР меньше, чем от идущего пятым СПС. В свою очередь СПС ненамного опережает Народную партию. Четверка партий, следующих за вырвавшимися вперед лидерами, дышит в затылок друг другу.

Однако не следует забывать: кроме «двух с половиной эшелонов» есть и третий, и четвертый эшелоны, которые примут участие в выборах. Ситуация будет меняться. Нельзя исключать, что «и последние станут первыми». Наш аналитический мониторинг будет продолжен. По мнению экспертов, он полезен для специалистов, партий и общественности. Демократия -- это осознанный выбор граждан, в основе которого всеобъемлющая информация.

Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ, профессор, директор Центра стратегического анализа и прогноза