Время новостей
     N°45, 14 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2003
«Украденную» коллекцию вернули в Германию
Вчера в Москве прошла пресс-конференция министра культуры России Михаила Швыдкого, посвященная передаче Германии так называемой Бременской коллекции. Коллекция графики из бременского Kunsthalle была обнаружена в 1945 году в подвале одного бранденбургского замка. Спас ее известный реставратор, служивший во время ВОВ в чине капитана советской армии, Виктор Балдин. От перспективы использования для солдатской самокрутки им были спасены листы Дюрера и Рембрандта, Рубенса и Тициана, Ван Гога и Мане. В 1948 году коллекция была принята в фонды московского Музея архитектуры (ГНИМА), директором которого в то время был легендарный Алексей Щусев. С 1964 года директором ГНИМА стал сам Виктор Балдин. В годы своего директорства он неоднократно обращался в ЦК КПСС с просьбой вернуть коллекцию городу Бремену, как это было сделано ранее с фондами Дрезденской галереи. Благородный жест не был понят и принят. В начале 90-х годов, когда директором ГНИМА стал другой архитектор и реставратор Владимир Резвин, фонд, где хранилась коллекция, посетили «искусствоведы в штатском». Бременская коллекция была изъята и передана сначала на временное хранение в Минкульт, а затем в Эрмитаж. Министром культуры тогда был Николай Губенко.

На вчерашнем заседании нынешний министр Михаил Швыдкой сообщил, что коллекция будет передана в Германию на законных основаниях. «Коллекция не подпадает под закон о компенсаторной реституции, а считается незаконно вывезенной и должна быть возвращена на родину», -- заявил министр культуры. Напомним, компенсаторная реституция предусматривает запрет возвращения ценностей, вывезенных СССР из Германии, то есть потерпевшим государством от государства-обидчика. Но Бременскую коллекцию спас капитан советской армии по собственной инициативе, а потому ее вывоз из Германии считается незаконным. Михаил Швыдкой напомнил, что формулировку «незаконный вывоз» относительно перемещения Бременской коллекции подтвердил в 1999 году Конституционный суд России. То есть вывезенные Балдиным 362 рисунка и две картины покинули территорию Германии в качестве личного трофея Виктора Балдина. Тем не менее «мародер» Балдин при жизни был избран почетным гражданином города Бремена. Виктор Балдин умер в 1997 году, так и не дождавшись исполнения своей воли. Сейчас коллекция уже перевезена из Эрмитажа в Государственное хранилище в Москве и готовится к отправке в Германию.

Однако первоначальный срок отправки, 29 марта 2003 года, скорее всего будет изменен в связи с другим событием минувших дней, обращением Госдумы к главе государства с призывом не допустить передачу Германии экспонатов из Бременской коллекции. Ярый противник возвращения Бременской коллекции, ныне председатель думского комитета по культуре и туризму Николай Губенко угрожает правительству РФ в лице Минкульта иском в Пресненский суд столицы. Главный аргумент оппозиции -- неясность статуса коллекции. Депутаты настаивают на том, что ценности Kunsthalle были перемещены не лично Балдиным, а СССР. Следовательно, отдавать их противозаконно. К тому же стоимость коллекции оценивается в кругленькую сумму, по подсчетам Губенко -- в 1,5 млрд долларов. (Михаил Швыдкой объяснил вчера, что цифра завышена и «трофей» тянет на 50 млн долларов, что, согласимся, тоже немало). За эти деньги можно было бы нам тоже что-нибудь вернуть. Или -- на худой конец -- отреставрировать, подарить, пожертвовать. Вот здесь -- стоп. В этих призывах «к совести немцев» и вылезают свиные уши. То есть, когда нам не хочется возвращать, мы ссылаемся на закон о реституции, разработанный при участии самого Николая Губенко. А когда нам хочется получать, мы взываем уже не к закону, а к морали и совести.

Подобные бестактные действия российских думцев ситуацию с реституцией только осложняют. Об этом вчера сказал глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин. Комментируя обращение депутатов к главе государства, он назвал его «чисто пропагандистской акцией». По словам Шарандина, отношения России и Германии стоят намного дороже, нежели стоимость Бременской коллекции. Предложения о передаче коллекции Германии в счет погашения долга нашей стране он назвал неуместными. «Если речь пойдет о сделке..., Германия не будет считать себя обязанной в дальнейшем поддерживать Россию в тех или иных направлениях как в двусторонних отношениях, так и в международной политике».

Сергей ВАЛЕРЬЕВ