Время новостей
     N°166, 14 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2000
Преисподняя в Китцштайнхорне
Причины трагедии в Австрии так и не выяснены
Австрия продолжает находиться в глубоком шоке после катастрофы на канатном подъемнике на гору Китцштайнхорн. Спастись удалось 18 пассажирам, но спустя много часов после трагедии немногие из них в состоянии рассказать о том, что происходило в туннеле. «В вагоне, внезапно наполнившимся ядовитым дымом, творилось нечто страшное. Люди кричали, пытались силой открыть задраенные двери и выбить окна. Мне удалось спастись в последнюю секунду лишь потому, что кто-то рядом сумел разбить окно, и я пробрался в шахту», -- описывает случившееся один из немцев. В какую-то решающую минуту инициативу в горящем вагоне взял на себя один сильный мужчина. Тем, кто последовал его указаниям бежать вниз мимо горящего вагона, удалось спастись. Другие, устремившиеся вверх, бежали навстречу смерти: ветер тянул дым и удушающие газы вверх по шахте туннеля.

Эксперты продолжают недоумевать относительно причин пожара на фуникулере Китцштайнхорн, конструкция которого считается самой надежной среди сравнимых средств высокогорного транспорта. Ясно пока лишь одно: вагон начал гореть еще до входа в туннель. Инженер Клаус Айзенкольб, участвовавший в разработке фуникулера, говорит, что в качестве причины может себе представить лишь поджог или «короткое замыкание в аккумуляторе с последующим возгоранием кабелей». Активно разрабатывается и версия, согласно которой в вагоне, потерпевшем катастрофу, находилось горючее, которое доставляли на гору. В багаже пассажиров могли находиться праздничные петарды, которыми собирались отметить начало лыжного сезона. Однако начальник подъемника Мюллер называет это пустыми слухами.

Со значительными сложностями сопряжена эвакуация трупов. Лишь вчера ранним утром после дополнительного закрепления тросов спасателям удалось вынести из туннеля первые 29 тел погибших. Майор Франц Ланг, шеф криминального отдела зальцбургской жандармерии, высказал предположение, что число жертв может достигнуть 159. «Влияние огня и высоких температур были настолько интенсивными, что трупы сплавились не только друг с другом, но и с окружавшими предметами, -- рассказал он. -- Каждая жертва должна быть отделена, если не сказать отсечена, от всего остального».

Как пояснил руководитель спасательной команды Роланд Эртл, доставка трупов на поверхность производится через верхнюю платформу фуникулера. «Спасателям удалось спуститься по наклонной шахте на глубину 700 метров, где оказались первые жертвы», -- сообщил он. Спуск по двум тысячам ступеням лестницы занимает около 15 минут, подъем вверх -- 35--40 минут. В первую ночь после трагедии работникам фуникулера удалось собрать конструкцию, с помощью которой трупы поднимают наверх. Хотя бригады через определенные промежутки времени сменяют одна другую, спасатели испытывают невообразимо тяжелые нагрузки. Участникам акции на месте постоянно оказывается психологическая помощь.

Юрий ШПАКОВ, Берлин