Время новостей
     N°41, 07 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.03.2003
Запасной вход в Европу
Американцы переманивают совладельца Airbus
Американский военно-промышленный комплекс начал открытое наступление на Европу. На этой неделе в интервью для немецкой прессы глава концерна Boeing Фил Кондит сообщил, что прорабатывается возможность трансатлантического отраслевого партнерства, в результате чего американцам удастся оставить далеко позади в военном бизнесе своего германо-французского конкурента -- EADS. По традиции руку помощи за океан протянут британцы. В качестве «потенциального партнера» в Европе г-н Кондит назвал британский концерн по производству военной техники BAE Systems, который также принимает участие в строительстве европейского суперистребителя Eurofighter и военно-транспортного аэробуса А400М.

На американский взгляд, BAE Systems обладает большинством необходимых параметров для того, чтобы быть «интересным» для заокеанского капитала. В прошлом году эта компания наработала убытков на сумму свыше 900 млн евро, и курс ее акций заметно упал. Таким образом, в случае поглощения BAE Systems концерном Boeing в распоряжении последнего окажется солидный плацдарм для возможного дальнейшего наступления на военную промышленность Европы.

Именно это направление бизнеса представляет в последние годы особый интерес для американцев. Причин тому несколько. Во-первых, германо-французский аэробусный альянс сильно потеснил Boeing на рынке гражданских самолетов. (BAE Systems принадлежит 20% акций Airbus, в то время как остальными 80% владеет EADS, где доминируют французы и немцы.)

После 11 сентября поток пассажиров на гражданских авиалиниях заметно уменьшился, но зато одновременно резко выросли расходы США на военные цели. Сегодня уже более половины своего оборота Boeing обеспечивает за счет производства военной техники.

Укрепившееся в ходе роста напряженности вокруг Ирака американо-британское военно-политическое взаимопонимание дало дополнительный импульс для сотрудничества в деле производства вооружения. Впрочем, уже и сейчас BAE Systems является важнейшим европейским партнером американского министерства обороны. В случае положительного для американцев исхода предстоящего поглощения BAE Systems этот британский концерн еще больше отдалится от своих европейских партнеров. Ведь соответствующее антимонопольное ведомство, скорее всего, потребует от BAE Systems отказаться от совместного с немцами и французами участия в разработке аэробуса.

Первый практический шаг по реализации этого далекоидущего плана глобализации Boeing был сделан на днях в Берлине. Здесь было открыто немецкое бюро американского концерна. Выбор для назначения на должность шефа этого представительства кандидатуры Хорста Тельчика сомнений не оставляет: бороться со своей германо-французской конкуренцией Boeing в Германии намерен прежде всего с помощью политического лоббирования. Ведь ныне 62-летний Тельчик в 80-е годы был ближайшим советником тогдашнего канцлера Гельмута Коля по вопросам национальной безопасности. Ему, как говорится, и карты в руки. Первую встречу для своего нового шефа г-н Тельчик уже успел организовать: в понедельник его и Фила Кондита принял у себя федеральный канцлер, пообещавший свою поддержку. Видимо, Герхард Шредер связывает с проектами Boeing в Германии перспективу создания новых рабочих мест. Хотя сам глава Boeing, как он чистосердечно признался, пребывает в полной неясности относительно того, с кем и каким образом будут складываться новые кооперационные связи его концерна. Следовательно, преждевременно говорить и о потенциальном числе занятых в европейских и других глобальных проектах Boeing.

При этом Германия продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных рынков концерна. Ожидается, что в ближайшие 20 лет немецкие авиакомпании приобретут у Boeing около 1400 самолетов на сумму приблизительно 86 млрд евро.

Однако само по себе число самолетов играет для г-на Кондита скорее второстепенную роль. Ведь, как он предполагает, Boeing окажется в состоянии поставить для НАТО военно-транспортный самолет C17 еще до того, как европейцы окончательно примут в эксплуатацию свой аэробус. Такой подход американец назвал «промежуточным решением». В перспективе оба самолета смогут найти свои ниши на мировом рынке военной техники, так как они обладают достаточно разными параметрами.

Не слишком волнует Boeing и нынешний разлад в отношениях между Германией и США. И уж во всяком случае, как подчеркнул г-н Кондит, это не является препятствием для открытия представительства концерна в Германии. На что еще более воодушевленный глава представительства г-н Тельчик, несколько смягчив высказывание известного диктатора, радостно заметил: «Правительства приходят и уходят».

Юрий ШПАКОВ, Берлин