Время новостей
     N°166, 14 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2000
Антимонопольное ведомство приструнило железнодорожников
В отдельно взятом кавказском регионе
Северо-Кавказская железная дорога (СКЖД) до 1 декабря должна устранить нарушения антимонопольного законодательства в отношении двух дочерних предприятий «Роснефти» -- компаний «Дагнефть» и «Ставропольнефтегаз». Таково предписание ростовского территориального управления Министерства по антимонопольной политике. А вызвано оно тем, что при перевозке сырой нефти из Буденновска в Тихорецк железнодорожники взимали с нефтяников, помимо обычного железнодорожного тарифа, еще и сбор за дополнительный сервис, который на самом деле им никто не предоставлял.

Нефтяники считают, что, взимая плату за несуществующие дополнительные услуги, СКЖД пыталась компенсировать июльское предписание антимонопольного ведомства о запрете взимать за перевозку нефти из Буденновска в Тихорецк экспортный тариф (он в 2--4 раза выше внутрироссийского).

Летом СКЖД пыталась заставить «Дагнефть» и «Ставропольнефтегаз» оплачивать транспортировку «черного золота» из Буденновска в Тихорецк по экспортному тарифу, поскольку после переработки нефть из Тихорецка уходит на экспорт. В разразившейся тарифной войне антимонопольщики приняли сторону "Роснефти" и обязали СКЖД возобновить перевозку нефти по внутрироссийским тарифам. Это решение антимонопольного управления СКЖД исполнила без проволочек, хотя нередко пытается оспаривать подобного рода решения в арбитражном суде.

Такую сговорчивость можно объяснить как раз тем, что вместо экспортного тарифа железнодорожники стали брать с нефтяников доплату за сервисные услуги (которые выражались в своевременной подаче и отправке вагонов по одному из участков дороги). Сервисные услуги фактически увеличивали тарифы на перевозку нефти в 1,9 раза, и нефтяники снова обратились с жалобой в антимонопольное управление.

Теперь СКЖД должна вернуть «Дагнефти» 5,5 млн рублей, переплаченных нефтяниками («Ставропольнефтегаз» сервис оплатить не успел). Кроме того, на СКЖД наложили штраф -- дорога должна перечислить в федеральный бюджет 4,59 млн рублей -- прибыль, незаконно полученную от нарушения антимонопольного законодательства. Впрочем, не исключено, что по этому пункту железнодорожники попытаются оспорить предписание в арбитражном суде.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону