Время новостей
     N°37, 03 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2003
Экспансия иномарок
Лидер российского автоимпорта - Daewoo
Самый быстрорастущий в мире российский автомобильный рынок становится все более привлекательным для иностранных автоконцернов. Главный итог 2002 года для них -- рекордное увеличение объема продаж иномарок.

Впрочем, из-за отсутствия единого органа учета статистика имеет «плавающий» характер. По данным ГТК, в Россию за 2002 год было ввезено 466 тыс. легковых автомобилей на сумму 2,2 млрд долл. -- это на 12% и 15% соответственно больше, чем в 2001-м. В то же время, по подсчетам ИК «Тройка Диалог», в минувшем году было ввезено 526 тыс. машин. Аналитики сходятся во мнении, что до введения правительством в октябре повышенных импортных пошлин на автомобили старше семи лет 50% импорта приходилось именно на эти машины. По оценкам экспертов ИК UFG, в последнее время 60% сегмента семилеток заняли более дорогие иномарки 5--6 лет, более 30% досталось отечественным производителям, остальное -- «отверточным» совместным предприятиям. Всего за 2002 год в России было продано более 1,4 млн автомобилей, 870 тыс. из них отечественного производства (еще 110 тыс. было поставлено на экспорт). Объем реализации иномарок в прошлом году, по данным UFG, превысил количество ввезенных машин и составил около 532 тыс. В их число входят реализованные дилерами машины, простаивающие на складах с позапрошлого года. Из общего объема продаж на долю новых автомобилей пришлось только 110 тыс. (по прогнозам на текущий год, эта цифра вырастет до 160--180 тыс.). Таким образом, около 61% автомобильного российского рынка приходится на отечественные автомобили, 31% занимают подержанные иномарки и 8% -- новые импортные машины.

Хотя за 2002 год практически все иностранные концерны нарастили объем продаж (исключение, пожалуй, составил Fiat, присутствие которого на российском рынке сократилось более чем в два раза), значительный рост показали именно те компании, которые предложили покупателям новые модели малого и среднего класса (по европейской классификации В, С и D) по привлекательным ценам. Прежде всего это модели Toyota Corolla, Nissan Almera, Peugeot 307, Hyundai Accent, Citroen С5 и С3.

Лидером продаж в России остаются автомобили Daewoo (наиболее покупаемые модели -- Matiz и Nexia) узбекского производства. Аналитики отмечают, что залогом успеха стало обновление модельного ряда и право эксклюзивных продаж в России. На втором месте Skoda (Octavia и Fabia). Увеличив по сравнению с 2001 годом продажи в полтора раза, третью позицию занял Renault, залог успеха которого, по мнению экспертов, заключается в развитой дилерской сети (61 автосалон в 24 городах), качестве сервисного обслуживания и приемлемой для российского покупателя цене. Практически в два раза за минувший год удалось нарастить продажи в России Toyota (Corolla и Camry), Hyundai и Opel.

Прирост продаж в премиум-сегменте, напротив, существенно замедлился -- это касается Audi, Volvo и Saab. Для DaimlerChrysler, проводившего реформу сбытовой системы, минувший год аналитики считают неудачным -- «Мерседесов» нового E-класса было реализовано в России 2131, что на 38% меньше, чем в 2001-м. Впрочем, аналитики ИК «Тройка Диалог» полагают, что эта цифра занижена, поскольку популярные в России «Мерседесы» зачастую продаются через «серых» дилеров.

Обратная картина по структуре доходов от продаж, полученных иностранными концернами в 2002 году. Здесь лидируют автомобильные бренды, сделавшие ставку на класс премиум. Так, заняв двенадцатое место по объему проданных машин, BMW лидирует по финансовым показателям. А, к примеру, корейские автомобили с массовыми продажами по доходам оказались во второй десятке по доходам.

Основным фактором роста спроса на иномарки стало правительственное решение повысить импортную пошлину на автомобили иностранного производства старше семи лет, изначально задуманное как поддержка отечественного автопрома. Затягивание правительством введения пошлин спровоцировало ажиотажный спрос на импортные машины.

Между тем автокомпании главной причиной своего успеха считают увеличение доходов граждан России, хотя большинство экспертов отводят этому фактору далеко не решающую роль. Основной покупательский спрос на автомобили в России лежит в границах 3--7 тыс. долл. и в ближайшие годы даже с учетом продолжения роста жизненного уровня может увеличиться не более чем на 1--2 тыс. долл. А современная иномарка среднего класса стоит не менее 10 тыс. долларов.

Важным фактором экспансии иномарок является развитие и широкое применение различных инструментов повышения продаж (кредит, лизинг, программа скидок, техобслуживание, льготное страхование, увеличение гарантийного срока на автомобили ряда зарубежных производителей и др.). Тем не менее дилеры полагают, что отдача от внедрения кредитных схем проявится только в этом году. Число пользователей кредитных схем неуклонно растет.

К тому же кредиты становятся дешевле. Если в 2001 году ставка составляла 18--20%, то сейчас она равна 14%, а в некоторых салонах 9%. Единственный недостаток такой схемы: при продаже автомобиля в кредит продавцы стараются компенсировать сиюминутную потерю прибыли за счет увеличения страховых тарифов на 30--40%.

Еще один стимул роста -- активное развитие дилерской сети. За прошедший год продолжился бурный рост числа дилеров в регионах, при этом серьезной проблемой остается разница в качестве услуг для столичных и провинциальных покупателей. Впрочем, в последнее время все больше автоконцернов (Mitsubishi, BMW, General Motors, Ford, Volkswagen) предпочитает импортировать автомобили в Россию самостоятельно, по системе прямого импорта, которая, по мнению аналитиков ИК «Тройка Диалог», позволяет усилить контроль над потоками поставок, увеличивает площадь покрытия спроса и объем продаж. На рост рынка повлияла и изменившаяся структура предложения автомобилей. Многие автопроизводители начали продажи моделей в относительно доступной ценовой категории 15--20 тыс. долларов.

Следующий рывок иностранных автопроизводителей в освоении российского рынка, очевидно, связан с созданием здесь сборочных и производственных мощностей. Это снижает стоимость машины на 15--20% и позволяет более-менее на равных конкурировать за российского потребителя с отечественными автомобилями. Задачу иностранцам облегчает повышение цен на новые модели российских авто. Цена на новую «Ладу» за 2002 год повысилась с 6 до 8--9 тыс. долл., а новый Ford Focus, производство которого было налажено летом прошлого года во Всеволожске, стоит 10,9 тыс. долл. (выпуск до 200 тыс. в год). Кстати, именно ему аналитики прочат позиции лидера в текущем году. В 2004 году французский концерн Renault планирует представить на рынке новый недорогой (от 7до 10 тыс. долл.) автомобиль Х-90, выпускать который будет московское СП «Автофрамос» (от 68 до 120 тыс. в год). В скором времени планирует организовать свое производство в России и Volkswagen, модели которого также существенно подешевеют (Bora вместо 17,4 тыс. будет стоить 15 тыс. долл., а Skoda Fabia -- не более 7 тыс. долл.). Эта стратегия страхует иностранцев и от новых защитных мер, которые может принять российское правительство.

Яна ВИКТОРОВА