Время новостей
     N°37, 03 марта 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.03.2003
Парашюты помогли не всем
Самолет L-410 развалился на четырехкилометровой высоте
Первая в новом году крупная авиакатастрофа произошла в субботу в Тверской области. При выполнении полета для выброски группы спортсменов-парашютистов в районе города Кимры легкий двухмоторный самолет L-410 чешского производства просто развалился в воздухе. Из находившихся на его борту 23 парашютистов и двух пилотов удалось спастись только 14 спортсменам. Прокуратура Тверской области уже возбудила по факту катастрофы уголовное дело, но эксперты, не дожидаясь окончания официального расследования, уже огласили основную версию. Они считают, что самолет разрушился из-за чрезмерных перегрузок, ставших следствием неграмотных действий летчиков.

L-410 с бортовым номером 01032 принадлежал частной авиакомпании «Кабаново» и был приписан к подмосковному аэродрому Мячково. В субботу он работал на авиабазе Барки в пригороде Кимр, обслуживая парашютистов-любителей. Последний раз L-410 поднялся в воздух около 13.35 с группой из 23 человек, которая после ознакомительного полета собиралась десантироваться с высоты 4000 метров.

В 14.15 пилоты доложили диспетчеру, что поднимаются на заданную высоту, а через пять минут парашютисты стали готовиться к прыжку. Именно в этот момент L-410 начал стремительно разрушаться. Сначала у самолета отвалилось хвостовое оперение, еще через несколько секунд -- левое крыло, после чего машина пошла в отвесный штопор. Как выяснили эксперты, падал L-410 всего около минуты. За это время покинуть салон успели только 14 парашютистов. 12 из них благополучно приземлились и вообще не пострадали, двое, попав на деревья, получили переломы и были отправлены в больницу. Врачи оценивают их состояние как среднетяжелое. Сам же самолет с оставшимися в нем девятью спортсменами и двумя летчиками рухнул в лесу в 2 км от аэродрома на окраине деревни Барки. В течение воскресенья подразделения МЧС обнаружили в районе катастрофы тела всех 11 погибших и бортовой самописец, который передан для расшифровки в технический центр Межгосударственного авиационного комитета.

Представители авиакомпании «Кабаново» уже вчера передали следствию всю техническую документацию по машине. Этот самолет был произведен в начале 80-х годов и считался полностью исправным. Осенью прошлого года он прошел очередной технический осмотр, и его летный сертификат был продлен до конца 2005 года. При этом все эксперты отметили, что L-410 считается одной из самых надежных машин своего класса. Что стало причиной аварии, представители прокуратуры и спецкомисии Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) вчера говорить еще не решались, предпочитая дождаться расшифровки данных «черного ящика». Но в частных беседах эксперты свою точку зрения по основной версии ЧП не скрывали.

По их мнению, во-первых, экипаж вообще не имел права перевозить такое количество пассажиров, поскольку в салоне L-410 по инструкции чешского завода-изготовителя может разместиться только 19 человек. Во-вторых, если уж перегрузка произошла и самолет уже поднялся в воздух, считают специалисты, летчики должны были внимательно следить за расположением людей в салоне и не допускать резкого изменения центра тяжести машины, вес которой составляет всего около 6,5 тонн. Пилотам надо было всего лишь проинструктировать парашютистов, чтобы они правильно перемещались по салону. Сделано это, судя по всему, не было, и, как предполагают специалисты, перед трагедией все 23 пассажира встали со своих мест и сгруппировались в центре самолета. В результате резкого смещения центра тяжести, тем более на такой большой для легкого самолета высоте, конструкция L-410 просто не выдержала перегрузки.

Александр РАСКИН