Время новостей
     N°36, 28 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2003
"Левый" лимузин для элиты
Начался процесс над организаторами крупнейшей автомобильной аферы
В Басманном суде Москвы вчера начался процесс по скандальному делу о контрабанде престижных иномарок. По версии ГУБОП и Следственного комитета (СК) при МВД РФ, в свое время в Россию нелегально поступили огромные партии дорогих машин, значительная часть из которых была просто похищена за границей. Оформлять «левые» лимузины помогали сотрудники ГИБДД, а их покупателями стали представители политической и культурной элиты.

Как сообщили газете «Время новостей» в суде, на скамье подсудимых трое -- Александр Борис, Юрий Праг и Александр Каменский. Именно они и еще двое предпринимателей -- Олег Кулишов и Вадим Александровский (сейчас они находятся в розыске) -- обвиняются в организации масштабных схем по хищению за границей и доставке в Россию лимузинов.

Аферисты заказывали кражи машин профессиональным угонщикам в США и Европе, которые действовали поистине виртуозно. Особо отличились американцы. 27 сентября 1998 года они за ночь вывезли из крупного салона в штате Мэн шесть «Лендроверов», 28 октября магазин в Нью-Джерси лишился уже десяти «Лексусов», а спустя месяц в пригороде Нью-Йорка преступники забрали из местного торгового комплекса сразу девять «Линкольн-Навигаторов»... Причем все машины были абсолютно новыми. Попутно похищались и лимузины просто с улиц. Угонщики доставляли их на специальные стоянки, где получали деньги за работу. Дальше судьбой машин уже занимались непосредственно Кулишов и его компаньоны. Лимузины загоняли в контейнеры, которые грузились на корабли. Оформлялся товар как подержанные автопокрышки (почему факты контрабанды не установила таможенная служба США, сейчас пытаются выяснить сотрудники ФБР). Суда шли в украинский порт Ильичевск, а оттуда машины перегонялись в Москву. Одновременно в Россию поступали иномарки, угнанные в европейских странах. В столице лимузины (речь идет о сотнях «Хаммеров», «Мерседесов-600», «Лексусов», «Бентли», «Ягуаров» и т.д.) оформлялись на ворованные или утерянные паспорта, чьи владельцы по закону и должны были платить таможенные пошлины. Так, одна старушка, самая не зная того, в один момент стала владелицей почти десятка машин общей стоимостью миллион долларов.

Несмотря на явную сомнительность бумаг на автомобили, многие столичные МРЭО поначалу их регистрировали. Потом началась масштабная проверка МВД, но Кулишов с партнерами нашли другую лазейку. Согласно закону, если милиция обнаружила ворованную машину и отказала в возбуждении по этому факту уголовного дела, то ее можно официально зарегистрировать. Поэтому дельцы стали через службы ГУВД, где у них были знакомые, получать справки об отказе в возбуждении дела на «нужные» машины, и с этими бумагами шли опять в МРЭО. Когда МВД запретило выдавать и такие справки, контрабандисты стали действовать через суды, которые просто обязывали МРЭО регистрировать машины. В результате после очередного скандала несколько служителей Фемиды лишились работы.

Сбывались «левые» лимузины известным в стране людям -- звездам эстрады, актерам, режиссерам, политикам и даже олигархам (поскольку в уголовном деле речь идет только о контрабанде, их имена на суде не фигурируют). Кулишов и его компания были завсегдатаями светских «тусовок», слыли там весьма состоятельными людьми и «по случаю» предлагали знакомым купить новые престижные авто гораздо дешевле, чем в салонах.

Еще несколько лет назад ГУБОП и СК возбудили по «лимузинным» аферам уголовное дело и смогли арестовать Прага, Бориса и Каменского. Первое заседание было посвящено формальностям -- прокурор и адвокаты подали судье Андрею Росновскому ряд ходатайств.

Александр ШВАРЕВ