Время новостей
     N°36, 28 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2003
Экспортные пробки
Российскому хлебу не хватает пограничников
Российскому экспорту зерна угрожает очередная напасть. К лету вывоз пшеницы за рубеж через порты Ростовской области может полностью остановиться из-за того, что существующие пункты пограничного и таможенного оформления не справляются с многократно возросшим потоком грузов. Об этом на специальном совещании в Ростове-на-Дону заявили ведущие российские экспортеры зерна -- «Астон» и «Юг Руси». Острота проблемы состоит в том, что через донские порты идет более половины всего отечественного зернового экспорта (в прошлом году -- 53%). Именно здешняя портовая инфраструктура в силу своего географического положения обеспечивает минимальные транспортные издержки при вывозе российской пшеницы в страны Западной Европы, Африки и Азии.

Когда в 1998 году Ростовский порт получал статус международного, по Дону через Ростов ежегодно проходило 6,8 млн тонн грузов. Сейчас эта цифра увеличилась до 16,7 млн тонн и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Причем наибольший вклад в растущий грузопоток вносят экспортеры сельхозпродукции: только в прошлом году поставки пшеницы за рубеж увеличились в пять раз. Мощности же пунктов пограничного и таможенного пропуска из года в год остаются неизменными. Замначальника Азово-Донского государственного бассейнового управления Александр Лукашев говорит: «Если раньше в Ростове работал один порт, то сейчас в городе действует уже 11 портовых комплексов, еще шесть новых строится в районе Азова, и пограничники физически не справляются с резко возросшим потоком грузов». В августе прошлого года ФПС фактически поставила ультиматум, почти на две недели приостановив оформление грузов. Пограничники требовали реконструировать пункты пропуска, создать и оборудовать новые. Благодаря вмешательству Минтранса и администрации Ростовской области была достигнута договоренность, что погранслужба продолжит работать в донских портах по так называемой временной схеме, а тем временем все заинтересованные ведомства и компании начнут работы по созданию дополнительных пунктов пропуска. Однако экспортеры вследствие этих событий понесли убытки в размере около 15 млн долл.

До сих пор все разговоры о реконструкции пунктов пропуска в портах Ростовской области носили декларативный характер. Владельцы донских причалов давно готовы профинансировать работы по оборудованию дополнительных пунктов пропуска и ждут лишь принятия соответствующего распоряжения федерального Минтранса. В результате оформление грузов растягивается на 3--4 дня, из-за чего ставки фрахта увеличиваются примерно на 10%. Пропускная способность пограничной и таможенной службы в ростовском порту -- восемь судов в сутки. Между тем только «Астон» или «Юг Руси» ежедневно отгружают восемь кораблей каждый. Министр экономики Ростовской области Виктор Дерябкин пообещал экспортерам, что донские власти предпримут экстренные меры для того, чтобы в марте все необходимые бюрократические решения по реконструкции пунктов пропуска были наконец приняты.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону