Время новостей
     N°108, 22 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.08.2000
Летучий канадец
Российские моряки утверждают, что прячутся от мафии
В прежние времена бывали случаи, когда в канадских портах оставались советские моряки и просили у властей политического убежища. Однако того, что произошло в конце прошлой недели в Галифаксе, не было никогда. С российского траулера-рефрижератора «Бизон» бежали 39 моряков, две трети всей команды. На траулере остался 21 человек, выйти в море судно уже не может. Беглецы заявили, что возвращаться на траулер не намерены, так как условия жизни и работы там невыносимы, к тому же им уже полгода не платят зарплату.

Проржавевший траулер более чем 30-летней давности и в самом деле являет собой печальное зрелище. Инспектор международной федерации работников транспорта Джон Парсонс, осмотревший судно, пришел к выводу, что плавать на нем опасно. Министерство транспорта Канады распорядилось задержать траулер в порту до тех пор, пока он не пройдет инспекцию на безопасность. Моряки тем временем жаловались на капитана, который, как они утверждают, держал их на положении рабов и, как в советские времена, не разершал им сходить на берег. Они даже не имели возможности позвонить домой. Число моряков, попросивших политического убежища в Канаде, постоянно растет. Официальное заявление уже подали восемь человек, и еще три десятка объявили, что собираются сделать то же самое. Сам по себе рабочий конфликт основанием для получения беженского статуса быть не может. Но некоторые моряки утверждают, что судно принадлежит мафии, и потому они опасаются за свою жизнь. По их рассказам, владельцы им постоянно врут и нарушают контракт. Моряки даже не знают, когда закончат работу. В их пользу свидетельствует прошлогодний доклад канадской службы разведки и безопасности СИСИС. В нем указывается, что суда ряда торговых и рыболовных компаний, посещающие канадские порты, связаны с востоноевропейской мафией, которая прибрала их к рукам во время приватизации. Канадским властям пока не удалось выяснить, кто же владеет «Бизоном». Официально судно числится за совместным предприятияем -- инвестиционной компанией Sarmat Nord. Но получить по телефону вразумительную информацию у служащего этой компании канадцам не удалось. Как утверждает канадский агент «Бизона» Джим Роудинг, сотрудник компании F.K. Warren Ltd., ему известно лишь то, что владельцы находятся в Санкт-Петербурге. Канадская компания отказалась от своих обязательств по отношению к «Бизону», сославшись на то, что судном теперь занимается служба береговой охраны. Мотивы компании F.K. Warren понятны. По канадским законам владельцы судна должны платить по 15 тыс. канадских долларов за каждого пассажира или члена команды, попросившего политического убежища.

В пятницу в газету Halifax Herald пришел факс от некоего Александра Михайлова, назвавшего себя владельцем судна и президентом компании Sarmat Nord Ltd. в Санкт-Петербурге. Он заявил, что хотя все происходящее является нарушением международного права, судить команду он не собирается. Он выразил возмущение обвинениями в том, что его компания связана с мафией. Попытки дозвониться до г-на Михайлова успехом не увенчались. Пока канадская иммиграционная служба проводит собеседование с бежавшими моряками, заботу о них взяло на себя местное отделение Армии Спасения: их устроили на ночлег и обеспечили питанием. Канадский профсоюз автомобилестроителей выделил каждому по 50 долларов и телефонную карточку на 20 долларов для звонков домой.

Геннадий НЕВОЛИН, Монреаль