Время новостей
     N°32, 21 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2003
Нефтяная нота
МИД Латвии пытается вернуть российское сырье в Вентспилс
Конфликт вокруг порта Вентспилс в Латвии продолжает развиваться. Пытаясь вернуть российскую нефть в латвийский трубопровод, министерство иностранных дел Латвии направило посольству России ноту, в которой выражает свое недовольство тем, что экспорт сырья через Вентспилс был прекращен. При этом в МИДе ссылаются на невыполнение соглашения между правительствами двух стран о совместной эксплуатации проходящих по территории Латвии нефтепровода и нефтепродуктопровода.

Экспорт нефти через Вентспилс (мощность которого 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год) начал сокращаться еще в середине прошлого года, а в январе комиссия по доступу к экспортным трубопроводам под руководством Виктора Христенко приняла решение вообще не использовать это направление в первом квартале 2003 года. Тогда вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, объясняя принятое решение, заявил, что для дальнейшего экспорта через Вентспилс российской стороне необходимо инвестировать в трубопровод 143 млн долл. Однако транспортная компания готова на это только в том случае, если в обмен получит некоторое количество акций компании Ventspils Nafta, в распоряжении которой и находятся трубопровод и порт. Правда, один из акционеров Ventspils Nafta -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс (42,68% компании принадлежит государству, 47,87% -- объединению Latvijas Naftas Tranzits, которое контролируют шесть предпринимателей, в том числе и г-н Лембергс) -- уже заявлял, что не согласен с предложением «Транснефти».

Между тем вчера МИД Латвии вручил посольству России ноту, в которой указал на невыполнение соглашения от 1993 года о совместной эксплуатации проходящих по территории Латвии нефтепровода и нефтепродуктопровода. В письме также подчеркивается, что после подписания договора латвийская сторона вложила значительные средства в модернизацию инфраструктуры нефтепровода, чтобы обеспечить наращивание его мощности. «В текущей ситуации, когда по решению правительства России без предварительных консультаций с латвийской стороной прекращена транспортировка нефти в направлении порта Вентспилс, это соглашение не выполняется в одностороннем порядке. Нарушены дух и буква соглашения, так как стороны договорились рассматривать и урегулировать разногласия путем взаимных консультаций и переговоров», -- подчеркивают в Риге. При этом в правительстве Латвии еще три недели назад заявляли, что в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о приватизации 43% акций Ventspils Nafta, но этого так и не произошло.

Параллельно власти Латвии решили задействовать другой административный ресурс: они планируют в ближайшее время провести консультации с Евросоюзом по проблеме транзита нефти через Вентспилс. Договоренность об этом была достигнута на встрече в Брюсселе между министром иностранных дел Латвии Сандрой Калниетес и комиссаром Евросоюза, отвечающим за внешние связи, Кристофером Паттеном. Тогда г-н Паттен заявил, что Еврокомиссия готова обсудить этот вопрос с Россией.

В то же время в Ventspils Nafta ищут возможность компенсировать недостаток нефти, направляемой по трубопроводу. Недавно в компании заявили, что если Россия окончательно откажется эксплуатировать данное направление, компания удвоит мощность терминала по приему нефти в железнодорожных цистернах. Однако эксперты утверждают, что экспортировать нефть в цистернах нефтяным компаниям выгодно только в период высоких цен на нефть, в противном случае этот способ считается слишком затратным.

Впрочем, как уже заявлял Виктор Христенко, вопрос об использовании порта Вентспилс при экспорте нефти во втором квартале будет решаться в марте.

Денис РЕБРОВ