Время новостей
     N°30, 19 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.02.2003
Адепты новой респектабельности
В выставке русского павильона Венецианской биеннале будут участвовать четыре художника, но пять человек
Слухи о кончине Художника, растерзанного монстрами концептуальных стратегий, сильно преувеличены. Буквально на днях в рецензии на выставку замечательного Бориса Маркевича я сетовал на то, что традиционная техника и технология создания художественных образов (живопись, графика) незаслуженно вытеснены в самый отстойный сектор артжизни -- салон. Разубедить в этом меня и многих других скептиков взялось уважаемое артначальство, недавно назначенное Минкультом руководить российским павильоном крупнейшей выставки мирового Contemporary Art -- Венецианской биеннале. Это Евгений Зяблов и Виктор Мизиано. Евгений Зяблов -- комиссар павильона -- является директором Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО, издает неплохой журнал по проблемам современного искусства «АртХроника». Виктор Мизиано -- художественный руководитель русского проекта биеннале-2003 -- самый статусный на сегодняшний день российский куратор. Его авторитет на международной сцене несомненен.

Вчера оба «хозяина» нашего павильона собрали журналистов на пресс-конференцию, где впервые обнародовали официальный список участников биеннале 2003 года в павильоне России. В нем будут выставлены работы Константина Звездочетова, Валерия Кошлякова, Сергея Браткова и еще одного автора, собранного из фамилий двух художников: Дубосарского--Виноградова. Выбор комментирует Виктор Мизиано: «Мы выбирали участников в соответствии с важными для сегодняшней артжизни трендами. Таковыми я считаю два: возвращение к живописи и новый документализм. Права живописи в 90-е годы в России отстаивали три автора: патриарх Звездочетов, классик Кошляков и звезда соц-арта с двойной фамилией Дубосарский--Виноградов. Вторую тенденцию представит творчество Сергея Браткова, очень интересно работающего в техниках фото и видео. Мне показалось необходимым разделить этих художников по двум этажам русского павильона, построенного еще в 1914 году архитектором Щусевым. На втором этаже будет висеть живопись. На первом, цокольном -- документы, фото Сергея Браткова. Рабочее название проекта -- «Возвращение художника». Это название корреспондирует с темой всей биеннале, предложенной куратором Франческо Бонами: «Сны и конфликты -- диктатура зрителя». Смею предположить, что речь идет о возвращении к традиционно романтическому образу художника, с его метаниями, конфликтами, грезами и мечтами. После неоавангардистских 90-х годов, когда искусство рвалось в Интернет и социальное пространство, а художники пытались представлять себя хулиганами, наступает пора неореспектабельности. Константин Звездочетов сформулировал идею так: «Художник вспомнил сегодня о своей основной функции -- создании и трансляции Образа». Даже Сергей Братков с помощью фото и видео будет делать проект на тему «возвращение художника». Героями его работ, фото- и видеоинсталляций, станут три конкретных автора. Нетрудно догадаться, кто именно: Звездочетов, Кошляков, Дубосарский--Виноградов. Таким образом, новый документализм будет в полной мере отвечать программному тезису: прямой взгляд на реальность. Надеюсь, экспозиция станет цельным высказыванием».

Будем надеяться и мы, даже несмотря на то, что художник и документалист видят мир разными глазами. Тут уж или -- или. Или прямой взгляд на реальность. Или грезы творчества. Позиционировать же себя и в качестве правого консерватора, и в качестве левого модерниста -- все равно что приглашать Эминема устроить концерт в Большом зале Консерватории.

Сергей ХАЧАТУРОВ