Время новостей
     N°25, 12 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2003
Безымянная компания
ВР, «Альфа-групп» и Ассеss/Renova (ААR) вчера официально объявили об объединении своих активов в России и создании новой нефтяной компании, которая должна стать третьей по объему добычи в нашей стране. Окончательное завершение сделки запланировано на лето, но соглашение вступило в силу с 1 января этого года. Рынок с энтузиазмом воспринял эту новость, считая, что теперь в России начнется новая бизнес-эпоха, и в дальнейшем стоит ожидать, что подобные сделки будут заключать другие российские компании нефтяного сектора.

В новую компанию (название для нее пока не придумано), как и ожидалось, войдут ТНК и «Сиданко». 50% будет принадлежать ВР, столько же -- ААR. ВР вносит в объединенную компанию собственные активы в «Сиданко», доли в «Русиа Петролеум» (разработка Ковыктинского месторождения) и в проектах «Сахалин-4» и «Сахалин-5», а также сеть АЗС в Москве. ААR вносит свои активы в ТНК (97%) и «Сиданко», долю в «Русиа Петролеум», долю в западносибирском месторождении «Роспан» и проектах «Сахалин-4» и «Сахалин-5». Для окончательного завершения сделки необходимо ее одобрение антимонопольными органами России и Евросоюза.

Кроме внесенных активов BP заплатит ААR 3 млрд долл., а затем, в течение трех последующих лет, выплаты будут проводиться тремя равными траншами на сумму 1,25 млрд долл. в виде обыкновенных акций ВР. Какое количество бумаг войдет в каждый транш, будет определяться за месяц до его осуществления исходя из рыночной стоимости акций ВР. При этом председатель правления ТНК Виктор Вексельберг, который одновременно является председателем совета директоров «СУАЛ-холдинга», заявил вчера, что «часть средств от этой сделки будет направлена в другой бизнес, например алюминиевый».

По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Царегородцева, ААR не будет иметь возможности влиять на управление ВР, поскольку на сегодня сумма всех трех траншей составляет 2,5--3% акций ВР. При этом надо учитывать, что сейчас на мировых рынках акции нефтяных компаний котируются на уровне пятилетнего минимума, так что в дальнейшем доля ААR в ВР будет еще меньшей, хотя «акционеры и получат очень ликвидный актив».

В совет директоров новой компании войдет по пять человек от ВР и ААR, все решения будут приниматься единогласно. Пост председателя совета директоров займет представитель AAR, а гендиректором станет представитель ВР.

Безымянная компания будет обладать эксклюзивным правом на управление всеми проектами ВP и ААR на территории России и Украины. Между тем в ее активы не войдет пакет акций «Славнефти», которую ТНК приобрела в декабре вместе с «Сибнефтью». В свою очередь ВР не вносит свою долю в компании LukArko.

Глава ВР лорд Джон Браун назвал сделку «поворотным моментом в истории всей нефтегазовой индустрии». Между тем отношения ВР и ТНК не всегда складывались безоблачно. Достаточно вспомнить, как ТНК, используя несовершенство российского законодательства, через процедуру банкротства получила контроль над «Черногорнефтью» — основным активом «Сиданко». В то же время ВР развернула в США целую «антитюменскую» деятельность, в результате которой правительство США заблокировало предоставление Ex-lm Bank гарантий под кредиты ТНК в объеме 500 млн долл.

Вице-президент ВР Роберт Дадли сообщил, что новая компания будет занимать «ключевое место» в портфеле BP: «С течением времени эта компания станет главным и единственным инвестиционным проектом в России, и дальнейшие инвестиционные проекты мы будем развивать уже через нее». При этом председатель совета директоров «Альфа-групп» Михаил Фридман отметил, что пока российские нефтяные компании встречают в других государствах весьма сдержанно — достаточно вспомнить примеры с Польшей или Грецией. Однако, по его словам, теперь к новой компании за рубежом отношение должно измениться.

А Михаил Фридман подчеркивает, что факт сделки говорит о признании мировым сообществом политической и экономической стабильности России, а сама она «является серьезнейшим прорывом России на пути интеграции в мировую экономику». При этом на вчерашней пресс-конференции отдельно подчеркивалось, что «сделка такого уровня не может быть проведена без консультаций с руководством страны» и вопрос о создании компании обсуждался на встрече президента Владимира Путина с премьер-министром Великобритании Тони Блэром.

Между тем «Сибнефть», которая заключила с ТНК соглашение об обмене 38% «Оренбургнефти» на 8,6% ТНК (правда, технически сделка не завершена и «Оренбургнефть» до сих пор числится на балансе «Сибнефти»), не будет акционером новой компании. «Этот вопрос будет регулироваться в рамках наших отношений по активам «Славнефти», -- заявил г-н Фридман. В «Сибнефти» заявили то же самое. Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров считает, что обмен активами между компаниями с целью улучшения структуры бизнеса обеих -- самый логичный выход из ситуации. При этом эксперт отмечает, что появление новой компании -- плохая новость для конкурентов ТНК, прежде всего для «Сургутнефтегаза» и «Сибнефти», поскольку ослабляет их позиции на рынке, и для ЛУКОЙЛа и ЮКОСа, поскольку это «заставит их чаще оглядываться». Кроме того, эксперт не исключает, что в дальнейшем другие западные компании начнут рассматривать подобные варианты объединения.

Между тем новость о сделке продолжает влиять на российский фондовый рынок. Так, акции ТНК вчера выросли на 4% -- до 1,8 долл., ЮКОСа -- на 7%, поскольку его считают следующим кандидатом на объединение, хотя в самой компании говорят, что такие варианты не рассматриваются. Растет не только нефтяной сектор: бумаги РАО "ЕЭС" поднялись в цене на 5,5%, "Мосэнерго" -- на 7%.

Денис РЕБРОВ