Время новостей
     N°24, 11 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.02.2003
Швейцария не может жить отдельно
Как вступить в ЕС, не убив демократию
В Швейцарии на всенародном референдуме одобрена реформа, которая позволит ее гражданам еще больше влиять на политику государства. Отныне, собрав 100 тысяч подписей, можно будет вынести в самой общей форме любое предложение на общенациональный референдум. Если предложение получит более половины голосов, то парламент обязан будет разработать на его основе закон и принять его. Так швейцарцы развивают свою уникальную систему прямой демократии, что, однако, создает трудности для возможного вступления в Евросоюз. На страны Евросоюза приходится порядка 67% швейцарского экспорта. Между тем Швейцария, хотя и расположена в центре Европы, в Евросоюз не входит.

«Мы должны быть членом ЕС», -- считает министр внутренних дел Паскаль Кушпен. Однако оговаривается: «Но у нас прямая демократия. А для того, чтобы идея вступления в ЕС победила на референдуме, нужно еще многое уладить и только после этого задать главный вопрос: «Хотите ли вы вступить в ЕС?». 6 декабря 1992 года швейцарцы, на одном из самых эмоциональных за послевоенный период референдумов, приняли решение воздержаться от присоединения к европейскому братству. Тогда в ходе избирательной кампании на политическую авансцену вышел колоритный политик из Цюриха Кристоф Блохер, крупный промышленник, своим трудом выбившийся в миллионеры. Он возглавил Народную партию, которая повела активную кампанию за «особый путь» развития Швейцарии.

Наиболее активные противники ЕС сосредоточены в традиционно консервативных центральных районах и италоязычном кантоне Тичино, а франкоязычные кантоны, особенно Женева и Во, по традиции ориентируются на Францию. В ходе референдума 1992 года выбор в пользу Европы сделали шесть франкоязычных кантонов и два полукантона (город Базель и Базельская область).

Несмотря на яростную кампанию социал-демократов и давление извне, швейцарский народ еще не готов отказаться не только от прямой демократии, но и от банковской тайны, поскольку банки обеспечивают 11% ВВП Швейцарии и дают работу сотням тысяч людей. Правда, на днях министр финансов Швейцарии Каспар Филлигер подтвердил готовность Швейцарии заключить с ЕС соглашение о налогообложении доходов с банковских вкладов тех граждан, которые не являются резидентами ЕС. Хотя соглашение и ослабит позиции швейцарских банков.

Банкирам Швейцарии вообще трудно найти общий язык с коллегами из ЕС: в Евросоюзе любое уклонение от налогов квалифицируется как серьезное преступление, тогда как в Швейцарии преступлением считается только налоговое мошенничество. Суть проблемы в том, что любой европеец, открыв анонимный счет в швейцарском банке, мог получать с него проценты, не платить налоги, и если он сам не сообщит в налоговую службу у себя на родине об источнике своего процветания, до него никогда не доберутся. Однако в Женеве подозревают, что жесткий нажим членов ЕС (например, той же Великобритании и банкиров из Сити) объясняется стремлением ослабить позиции швейцарских конкурентов.

Сейчас Швейцария и ЕС ведут трудные переговоры. 1 июня 2002 года вступили в силу первые семь соглашений, регулирующих вопросы транспорта, торговли и свободного перемещения людей. Через два года швейцарцы смогут свободно селиться и устраиваться на работу в 15 странах ЕС, однако европейцы получат такие же права в Швейцарии позже. Полная свобода передвижения и жительства наступит в 2014 году. В 2004 году швейцарские фермеры получат беспошлинный доступ на огромный европейский рынок из 400 миллионов потребителей. В обмен швейцарский рынок откроют для ряда европейских товаров. Проходит второй раунд переговоров по более сложным проблемам присоединения Швейцарии к Шенгенскому соглашению об общей границе и борьбе с трансграничной преступностью.

Хотя достижение договоренностей и выведет Швейцарию на «весьма высокий уровень интеграции», но, по мнению женевской газеты Le Temps, «через 10--15 лет нужно будет решать, сохраним ли мы такие соглашения с ЕС на полвека или решимся вступить в союз. Ответ будет зависеть от развития ЕС к большему или меньшему федерализму». Как подчеркивает «рыцарь банковской тайны» министр финансов Швейцарии Каспар Филлигер, «мы должны помнить, что чем больше увеличивается ЕС, тем пропорционально меньше становимся мы».

Варвара СЕМЕНОВА, Женева