Время новостей
     N°23, 10 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2003
Дума сдала реформу МПС
Оформление законодательной базы железнодорожной реформы близится к завершению. В пятницу Госдума одобрила новую редакцию законопроекта «Об особенностях распоряжения и управления имуществом железнодорожного транспорта» -- именно этот документ из правительственного пакета (остальные три закона уже подписаны президентом) вызвал наибольшее количество нареканий со стороны заинтересованных участников. В конце года проект был отвергнут Советом Федерации и отправлен на доработку в согласительной комиссии. «Сам по себе закон, фактически определяющий приватизацию железнодорожного имущества, не сложный, -- говорит собеседник газеты «Время новостей» в думском комитете по энергетике. -- Но он решает судьбу миллиардов долларов».

Право распоряжаться 1,3 трлн долл. -- в такую сумму оценены активы МПС -- получит ОАО «РЖД», создание которого, по словам замглавы МПС Анны Беловой, при условии принятия закона начнется уже в мае. В том, что закон на этот раз «пройдет» Совет Федерации (по информации газеты «Время новостей», он может быть вынесен на голосование уже в среду), сомнений нет: большинство пожеланий сенаторов учтены. «Если в прошлый раз за закон голосовали 237 депутатов, то сейчас проект одобрили 288, что свидетельствует о достижении существенного консенсуса по всем вопросам», -- подчеркивает г-жа Белова.

На Большой Дмитровке уверены, что качество закона улучшилось. В Госдуме же и в самом МПС полагают, что закон не претерпел существенных изменений. И хотя на этом этапе концептуальные изменения действительно были невозможны, сенаторы попытались внести в законопроект ряд коренных преобразований, в частности изменить организационно-правовую форму «РЖД» -- ГУП вместо ОАО (поскольку РЖД на 100% будет принадлежать государству и на его имущество наложено значительное ограничение в обороте, компания, считают в сенате, не является рыночным субъектом). Поправка не устроила правительство, которое полагает, что ГУП -- неэффективная форма управления собственностью.

Основные предложения верхней палаты лежали в русле интересов регионального лобби -- оплата мобилизационных расходов перенесена теперь только на федеральный бюджет. По словам главы комиссии по естественным монополиями в Совете Федерации Михаила Одинцова, удалось также добиться обещания от правительства, что в ближайшие два-три года будут выделены дотации на внутренние пассажирские перевозки.

Кроме того, сенаторам удалось «продавить» положение о контроле за порядком формирования имущественного комплекса РЖД со стороны федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Впрочем, некоторые инициативы сенаторов были блокированы еще на подготовительной стадии. Так, зампред комиссии СФ по методологии реализации конституционных полномочий Владимир Плотников дважды посягнул на святую святых. Он предложил не только распродать частным лицам весь подвижной состав МПС, но и отдать муниципалитетам государственные земли под путями. В этом случае ОАО «РЖД» потеряло бы преимущественное положение на рынке, поскольку попало бы в зависимость не только от муниципалитетов, но и от операторов, имеющих свои вагоны. Очевидно, что создавать хозяйствующий субъект без хозяйства МПС не согласилось, однако главные аргументы железнодорожников все же свелись к ставшим в последнее время модным интересам национальной безопасности.

Яна ВИКТОРОВА