Время новостей
     N°18, 03 февраля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.02.2003
Нестабильная орбита
Экипаж Международной космической станции ждет результатов расследования катастрофы
Яркий след, оставленный в минувшую субботу в небе над Техасом и Луизианой разваливающимся на осколки шаттлом Columbia, может стать линией, перечеркивающей все многолетние усилия России, США, Европы, Канады и Японии по строительству Международной космической станции. По большому счету, экспертам, которые приступили к изучению причин катастрофы космического челнока, предстоит ответить не столько на вопрос о том, почему именно погибли семь астронавтов, сколько обрисовать перспективы дальнейшего строительства МКС. И пока они кажутся не очень оптимистичными, несмотря на то, что «Росавиакосмос» демонстративно не стал переносить намеченный на воскресенье старт к станции транспортного корабля «Прогресс М-47». Ведь НАСА уже объявило о том, что приостанавливает программу полета шаттлов, от которой во многом зависит развитие американского сегмента станции, а представители «Росавиакосмоса» и РКК «Энергия» синхронно посчитали до двух -- именно столько пилотируемых кораблей «Союз» сможет отправить в этом году к станции наша страна. Как раз достаточно для того, чтобы подготовиться к консервации орбитальной научной лаборатории.

Естественно, пока никто не торопится ставить крест на проекте, в который вложены миллиарды долларов и ради которого государства -- участники проекта во многом пожертвовали своими национальными программами освоения космоса. Однако слово «консервация», впервые произнесенное в ходе переговоров в прошлом году, сегодня опять выходит на первый план. Если НАСА, как и после катастрофы шаттла Challenger в 1986-м, вновь на несколько лет приостановит полеты своих челноков, вопрос о доставке грузов на станцию, станет очень остро. Российские корабли «Союз» и «Прогресс» с их небольшой грузоподъемностью не смогут составить альтернативу шаттлам, выводящим на орбиту до 100 тонн полезного груза. И к тому же запаса их у России нет -- о чем руководству страны и заокеанским партнерам неоднократно напоминал генеральный конструктор РКК «Энергия» Юрий Семенов. Его заместитель Валерий Рюмин считает, что можно было бы достроить станцию, используя отечественные ракеты тяжелого класса «Протон». Однако строить их, что называется, на свои российская корпорация не сможет, и следовательно, предстоит решить и без того болезненный вопрос раздела финансового бремени строительства МКС.

Как сообщил газете «Время новостей» источник в РКК «Энергия», сейчас руководители российской космической отрасли надеются прежде всего на своих европейских коллег, которые, возможно, сумеют добиться от своих правительств увеличения ассигнований на пилотируемую космонавтику. По словам эксперта, американцы теперь могут охладеть к МКС, поскольку без шаттлов не сумеют в ближайшем будущем превратить свой сегмент в необходимую им полноценную лабораторию.

Европейцы же не столь амбициозны и до запуска собственного орбитального модуля вполне могут пользоваться услугами российских кораблей и площадями российского сегмента. О том, что расчеты «Росавиакосмоса» на «младших» партнеров небеспочвенны, подтвердил вчера и руководитель управления по эксплуатации МКС французского Национального центра космических исследований Лионель Сюше. По его мнению, катастрофа шаттла не должна ставить в опасность программу развития станции. К тому же у Европейского космического агентства (ЕКА) есть хоть и не слишком надежная, но собственная ракета-носитель Ariane 5, которую в перспективе тоже можно рассматривать как средство доставки грузов на МКС. А, к примеру, руководители японского космического агентства НАСДА, ракетами не обладающего и ориентированного прежде всего на американские челноки, считают, что катастрофа Columbia ставит под угрозу вывод на орбиту в 2007-м экспериментального модуля «Кибо» и, следовательно, всю национальную космическую программу.

Впрочем, даже если ЕКА и другие «младшие» партнеры сделают ставку на российские корабли и увеличат свою финансовую долю в проекте, продолжить строительство МКС запланированными темпами не удастся. Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в «Росавиакосмосе», цикл строительства кораблей семейства «Союз» составляет почти два года, а сегодня еще ни один «сверхнормативный» носитель даже не заложен. Какой именно вариант существования станции -- пилотируемый, либо ее консервация -- в этот промежуток времени будет признан оптимальным, еще, естественно, неизвестно. Однако у экспертов на сей раз не так много времени для дискуссий по этому вопросу. Ведь на орбите остается экипаж шестой основной экспедиции, члены которой Кеннет Бауэрсокс, Доналд Петтит и Николай Бударин должны были уже в марте вернуться на Землю на очередном шаттле -- Atlantis. Сейчас, по словам руководителя пресс-службы «Росавиакосмоса» Сергея Горбунова, рассматриваются варианты продления сроков их орбитальной командировки, тем более что стартовавший вчера «Прогресс» доставит на станцию продукты и топливо, которых хватит до мая.

Олег ВОЛКОВ, Владимир МАКСИМОВСКИЙ