Время новостей
     N°17, 31 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2003
На всех рекламы не хватит
Объем российского рекламного рынка в 2002 году составил 2,68 млрд долл., что больше по сравнению с прошлым годом на 51%. Самые высокие темпы роста показало телевидение -- 76% и, соответственно, 900 млн долл. объема. Такие данные объявил вчера экспертный совет Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА). Но и эти данные не отражают полной картины оборотов рекламного рынка. «При подсчетах не учитываются скидки и надбавки при продаже рекламных площадей. И к тому же сегодня достаточно сложно подсчитать объем регионального рекламного рынка, так как там отсутствует эффективный мониторинг», -- отмечает член экспертного совета РАРА, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Коломиец.

Профессионалов радует, что Россия наконец вошла в десятку крупнейших европейских рекламных рынков, стала первой среди восточноевропейских стран и заняла место в числе пяти крупнейших в Европе по объему наружной рекламы. А по количеству уличных рекламных щитов Россия обошла Францию и заняла 3-е место (100 тыс. щитов). Но до лидеров нам пока не добраться. Даже при том, что мировой рынок рекламы теряет ежегодно от 3% до 5%. «Средние затраты на одного потребителя рекламы в РФ в 2002г. составили 18 долл., тогда как аналогичный показатель в США -- 1 тыс. долл.», -- отмечает президент РАРА Владимир Евстафьев.

Рекламные эксперты продолжают делать ставки на телевидение, Интернет и кинотеатры. Правда, темпы роста в телевизионном секторе замедляются. По предварительным прогнозам на 2003 год, объем телевизионной рекламы составит 1,3 млрд долл. Специалисты надеются, что в следующем году значительно увеличится банковская и автомобильная реклама. Также ожидается, что расценки на эфирное время будут непрерывно повышаться. Кстати, по сравнению с 2001 годом средние цены за минуту выросли на 87%. На конец декабря средняя цена за одну «телеминуту» составила 3 тыс. долл. Активно растет количество рекламы и в кинотеатрах перед началом сеанса. «Однако всему нужно знать меру, -- говорит Павел Шиловский, генеральный директор агентства «Кармен Медиа», занимающегося размещением рекламы в кинотеатрах. -- В этом плане показателен пример Германии, где реклама перед началом фильма «Гарри Поттер» длилась 45 минут. Это ужасно».

Эксперты отмечают, что одним из определяющих факторов для состояния рынка рекламы является законодательство. «В России считают, что все дело в законах. Но это не совсем так, -- отмечает Виктор Коломиец. -- У нас существует только коммерческое телевидение, даже если оно и называется общественным, тогда как в других развитых странах общественное телевидение действительно принадлежит обществу. Например, во Франции на таком канале можно сделать в программе только одну рекламную паузу. А если будет желание сделать две, тогда Аудиовизуальный комитет заставит канал создать научно-образовательную программу для праймового времени. И более того, по их законам в сутки два часа должны быть заняты детскими программами. Я считаю, нам нужно менять философию отношения к телевидению, а не только законы». Этого же мнения придерживается и Владимир Евстафьев: «Сейчас в правительстве идут обсуждения о запрещении рекламы в детских программах. Политики не понимают только одного -- что в нашей стране это никому не выгодно. Если запретить рекламу, то каналу будет вообще невыгодно занимать два часа эфирного времени на детский фильм, не приносящий доходы. И их вообще не будут ставить. Такова специфика нашего телевидения».

Впрочем, несмотря на позитивные итоги и радужные перспективы роста объемов рекламы, состояние рынка более чем красноречиво иллюстрирует огромное несоответствие количества медиаканалов и рекламного бюджета. Так, по данным РАРА, сейчас в России зарегистрировано более 35 тыс. печатных изданий и более 2,5 тыс. телерадиокомпаний. «Если на всех поделить бюджет, -- комментирует Владимир Евстафьев, -- то каждое печатное издание или канал смогут выйти только один раз в году».

Объем рекламного рынка России, млн долл.
2001 2002 Прирост, %
Телевидение 510 900 76
Радио 70 90 29
Пресса 470 600 28
газеты 310 380 23
журналы 160 220 38
Наружная реклама 275 400 45
Direct marketing 110 170 55
Прочее, включая производство 340 520 53
Интернет 6 11 83
реклама в кинотеатрах 5 8 60
ИТОГО 1775 2680 51


Источник: РАРА и TNS Gallap AdFact


Екатерина САШЕНКО