Время новостей
     N°17, 31 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2003
Астраханский синдром
Бумаги московских экспортеров чуть не потопили каспийский флот
Столичные спецслужбы передали в суд первое из целой серии уголовных дел, возбужденных в рамках расследования очередной масштабной аферы по так называемому лжеэкспорту. По данным оперативников, в ней участвовало около 140 московских фирм, которые только за 2001 год умудрились получить из бюджета за счет мошеннических операций 800 млн долл. Как выяснилось, все такие сделки аферисты оформляли через Астраханскую таможню, в связи с чем ФСБ и Управление собственной безопасности ГТК после начала расследования провели в порту Астрахани очередную «большую чистку».

На «астраханский» канал лжеэкспорта вышли сотрудники УБЭП Юго-Восточного округа Москвы, когда МВД по просьбе правительства начало повальные проверки всех экспортных сделок. Как известно, государство обязуется возвращать экспортерам налог на добавленную стоимость (НДС) -- 20% от стоимости, -- который взимается сразу после его продажи. Но к концу 2000 года ситуация с этим положением стала критической, поскольку значительную часть официального экспорта составляли фиктивные контракты. Мошенники, отправляя за границу либо хлам, либо вообще ничего не отправляя, в массовом порядке представляли липовые экспортные документы, требуя отдать «их» НДС.

В рамках такой проверки летом 2001 года оперативники УБЭП затребовали из налоговых инспекций своего округа документы на всех экспортеров, желавших возместить НДС, и вскоре обратили внимание на две компании -- ЗАО «АвтоВАЗ-Инвест» и ООО «ЭСТЭЛЭС». Первая в бизнес-кругах довольно известна -- «АвтоВАЗ-Инвест» является одним из основных поставщиков металла на ВАЗ, а незадолго до этого победил в тендере по продаже правительством Украины акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗАлК). «ЭСТЭЛЭС» был скромнее -- в громких проектах не участвовал, не имел даже офиса и состоял всего из директора и бухгалтера.

Как выяснили сыщики, обе фирмы почти одновременно в мае 2001 года провели по странной сделке. «АвтоВАЗ-Инвест» закупил у некоего ООО «Техсервистраст» партию подшипников на 33,5 млн руб., а потом с ущербом для себя перепродал их в США, за что потребовал от МНС 5,5 млн руб. «ЭСТЭЛЭС» же, согласно документом, отправил -- также в США, и также с ущербом для себя -- партию отечественных электрических контактеров и датчиков на 259,6 млн руб. Эта фирма, соответственно, желала возместить из бюджета уже 43,2 млн руб. Причем грузы обеих компаний (транзитом через Иран) были отправлены через одни и те же фирмы-экспедиторы, одну и ту же Астраханскую таможню на одном и том же теплоходе «Капитан Езовитов».

Бизнесмены предоставили в инспекцию все необходимые для получения денег документы -- экспортные контракты, выписки из банков о поступлении денег за товар, отметки таможни, паспорт сделки и т.д. Но как только в УБЭП начали проверять происхождение электрооборудования и подшипников, сразу наткнулись на подставные фирмы. Так, выяснилось, что директор «Техсервистраст» Андрей Онг, якобы ставивший подпись в контрактах о продаже подшипников, на самом деле отбывал срок в колонии. А директором основной фирмы-поставщика подшипников -- ООО «Грэндар» -- оказался пьяница-колхозник из Клинского района Подмосковья (на него, кстати, оказалось записано еще 30 фирм). На запрос сотрудников УБЭП Астраханская таможня поначалу дала подтверждение об отправке грузов «АвтоВАЗ-Инвеста» и «ЭСТЭЛЭС» за рубеж, но после начала проверки ГТК в Астрахани от прежнего ответа отказались.

Занятно, что эксперт по морским перевозкам, к которому обратились оперативники, после изучения рейсового отчета «Капитана Езовитова» заявил, что от того количества железа, которое на нем якобы отправили столичные бизнесмены, корабль должен был бы сразу пойти ко дну от перегруза. Позже и капитан судна подтвердил, что в тот рейс ушел с партией досок и никаких подшипников и электрооборудования в глаза не видел. В Москве, со своей стороны, проведенная по запросу УБЭП аудиторская проверка документации по сделкам показала, что на банковские счета фирм валюта из-за рубежа не поступала, на их счетах вообще не было достаточных для сделок средств, все проводки носили внутрибанковский характер и НДС в бюджет не поступал. Соответственно, и возвращать «экспортерам» нечего.

После возбуждения уголовных дел о мошенничестве «АвтоВАЗ-Инвест» сразу отказался от притязаний к бюджету, «ЭСТЭЛЭС» же борьбу продолжил, причем стал требовать еще и 500 тыс. долл. неустойки. Более того, по данным УБЭП, после отказа МНС «ЭСТЭЛЭС» подал на налоговиков в арбитраж, который, несмотря на данные следствия, заставил федеральное казначейство перечислить фирме 43 млн рублей.

Следователи тем временем недавно направили в суд первое дело из «астраханской» серии -- в отношении менеджера «АвтоВАЗ-Инвеста» Андрея Блохинцева. Расследования по другим участникам аферы -- руководству этой и нескольких десятков других компаний -- еще продолжается. Учитывая, что после проверки Астраханского порта в Москве было обнаружено около 140 фирм, записавших себя в «экспортеры», их делами приходится заниматься следователям почти всех окружных УВД Москвы.

Валерий ЧАЛИКОВ