Время новостей
     N°17, 31 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.01.2003
Естественное право
Перевозку российских грузов -- российским дальнобойщикам
Российские автомобилисты-дальнобойщики хотели бы на 300 млн долл. увеличить свой ежегодный взнос в отечественный бюджет. Об этом заявил вчера генеральный директор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АCМАП) Михаил Низов. Он, правда, признал, что исполнению этого похвального стремления препятствуют некоторые объективные трудности.

На вчерашней пресс-конференции Низов объявил, что федеральный и местные бюджеты ежегодно недополучают с международных автомобильных перевозок российских грузов 300 млн долл. Эту цифру он получил путем несложных расчетов. Гендиректор сообщил, что, по предварительным данным, за 2002 год отечественные автопредприятия выручили более 1 млрд долл. и заплатили с них примерено 300 млн долл. налогов. В то же время общий объем нашего рынка международных автоперевозок оценивается в 3--3,2 млрд долл. Российские компании занимают около трети этого рынка (По данным таможенной статистики -- 40%, но АСМАП провела собственное исследование и установила, что 9% приходится на «неустановленных», следовательно -- не обязательно российских перевозчиков. За «точно нашими», таким образом, остается только 31%). И вот если бы эту нашу долю рынка удвоить, то и отчисления в бюджеты удвоятся!

Говоря об экспортных российских грузах, г-н Низов употреблял выражение «принадлежащие нам (отечественным автотранспортным фирмам. -- Ред.) по праву». Деятельность же турецких и белорусских автомобилистов, вклинивающихся в грузопоток на маршруте Россия--Западная Европа, заслужила глубокое энергичное порицание со стороны руководителя АСМАП. Он, однако, реалистично отметил, что реализовать «естественное право» наших шоферов на наш груз не совсем просто. Вопрос упирается в качество существующего у нас парка грузовых автомобилей и в размер таможенных пошлин на ввоз новых машин. По словам Низова, менее 1% отечественных автотягачей соответствуют принятым в Европе экологическим нормам «Евро-3». Нормам «Евро-2» (такие автомобили могут временно въехать в пределы Европейского Союза, но получить там постоянную регистрацию уже не имеют права) отвечают 15% российских «дальнобойных» машин. В то же время, отметил гендиректор, качество российского топлива и состояние местной ремонтной базы делают нереальной эксплуатацию здесь машин стандарта «Евро-4», который станет обязательным в Европе через несколько лет.

Необходимость уплачивать 20% НДС при ввозе новых импортных машин также не повышает конкурентоспособность отечественных «дальнобойщиков» перед лицом зарубежных коллег.

Присутствовавший на пресс-конференции заместитель министра транспорта России Анатолий Насонов философски отметил, что «можно возить большую долю грузов, но тогда, возможно, возникнут другие проблемы».

Михаил КУКУШКИН