Время новостей
     N°15, 29 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.01.2003
Миллионы «четырех»
Российские спецслужбы нашли денежную фабрику чеченских террористов
Российские спецслужбы на днях подвели первые итоги крупнейшей за последние годы операции по перекрытию каналов финансирования чеченских сепаратистов и мафиозных кланов. Как выяснилось, ряд чеченских эмиссаров, занимающих в иерархии международного терроризма положение даже выше Аслана Масхадова и Шамиля Басаева (фамилии их, по словам оперативников, широкой публике неизвестны), в 2002 году подготовили акцию по вбросу в оборот поддельных купюр на десятки миллионов долларов и сотни миллионов рублей. Часть этих денег, как подозревают в спецслужбах, пошла среди прочего на подготовку теракта в Доме правительства Чечни и, не исключено, захвата заложников в Москве в октябре. Операция против разветвленной сети фальшивомонетчиков началась незадолго до нового года. В один день тогда было одновременно проведено около 40 обысков, в которых участвовали силы департамента по борьбе с терроризмом ФСБ, ГУБОП и Главного управления МВД по Центральному федеральному округу, а руководил операцией Следственный комитет (СК) при МВД РФ. Изъятые поддельные доллары оказались столь высокого качества, что их не могли выявить не только в обменных пунктах, но и в хранилищах крупнейших банков. Более того, у чеченцев нашли партию листов-заготовок с защитными знаками для 500-рублевых купюр. Как показала экспертиза, они были изготовлены фабрикой Гознака России.

Наладить производство фальшивых денег чеченские боевики пытались еще в 1998 году. В селе Герменчук Шалинского района тогда была организована типография, печатавшая сносные по качеству купюры. Террористы успели изготовить около 2,5 млн поддельных долларов, но вскоре на типографию вышли сотрудники ГУБЭП. Им удалось «по-партизански», на одном бэтээре проникнуть на территорию тогда еще «масхадовской» Чечни и вывезти оборудование. Позже сыщики задержали и ее владельца -- Махмуда Абумуслимова, который, впрочем, получил незначительный срок. Настоящие же организаторы долларового производства так и остались неустановленными.

Недавно же спецслужбам удалось выяснить, что бизнес на фальшивках организовал своеобразный картель из четырех очень «авторитетных» людей. По словам оперативников, они -- чеченцы по национальности, но их фамилии, в отличие от полевых командиров, никогда не «светились». Эти люди не были судимы, не участвовали в боевых действиях, не входили ни в масхадовское, ни в официальное правительство Чечни, давно живут за границей и общаются с крупными деятелями из арабских стран. Масхадова, Басаева и ныне покойного Хаттаба они почти открыто презирают, хотя всегда исправно их финансировали и продолжают это делать сейчас. Причем общение с террористами эти «инкогнито» ведут только через посредников, а получатели средств даже не знают, кто за ними стоит.

Когда сыщики накрыли производство долларов в Герменчуке, картель четырех влиятельных чеченцев занялся новым проектом. На этот раз типографию они организовали в Дагестане, а качество произведенных там долларов мало чем уступало настоящим. У одного из лучших граверов России (всего мастеров такого класса в стране несколько) чеченцы заказали два клише новых 100-долларовых купюр. Другие умельцы, как установил СК, сделали специальный печатный станок и закупили необходимое компьютерное оборудование. Всю технику разместили в пристройке одного из частных домов в Махачкале, и зимой--весной 2002 года «долларовая фабрика» заработала на полную мощность.

При помощи клише и станка печатались две половинки 100-долларовых купюр. На одну с внутренней стороны наносился почти невидимый рисунок с американским президентом. Между половинками крепилась специальная защитная полоса, сами они склеивались особым способом, при этом «впечатанный» президент выглядел как вполне нормальный водяной знак. Потом на купюры с помощью принтера наносились номера и серии (всегда разные), и в результате деньги получались такого качества, что подделку не определял ни один датчик обменного пункта. Единственное, что выдавало такие доллары, -- так называемый идентикатив -- цифры, которые мелким шрифтом нанесены в самом низу купюры. На всех подделках они с левой стороны указаны как D 4, а с правой -- D 168. В США же долларов с таким идентикативом никогда не выпускалось.

Готовые купюры, как установили в СК, упаковывались в специальные нательные пояса, которые переправляли Москву с женщинами, детьми и некоторыми милиционерами.

Таким образом, только по самым скромным подсчетам спецслужб, за семь месяцев прошлого года в Москву поступило несколько десятков миллионов поддельных долларов. В столице их прятали в специально снятых квартирах, а распоряжаться этими деньгами могли только шесть человек (все чеченцы), давно осевшие в Москве. Большинство из них жили на Кутузовском проспекте, ездили на самых престижных иномарках и постоянно выезжали в арабские страны. Эти люди имели фиксированный заработок -- они получали 5% с каждой сделки с фальшивыми долларами.

Схем вброса подделок в легальный оборот, как установили следователи, было четыре. По одной, чеченцы приносили доллары в банк, где у них были знакомые, клали валюту в депозитарий и на эту сумму получали долгосрочный рублевый кредит. Рубли чеченцы прокручивали, в том числе используя их для поставок снаряжения боевикам, а потом кредит возвращали. Фальшивую валюту же обычно пускали под получение новых кредитов. По второй схеме, чеченцы через свои связи в крупных банках просто подменяли поддельные доллары на настоящие -- либо в обменных пунктах, либо непосредственно в хранилищах банков. По этому эпизоду уже был допрошен замруководителя одного из крупнейших банков России. По третьей схеме, поддельные доллары предлагались для покупки столичным преступным группировкам, причем, учитывая их исключительное качество, поставщики просили за доллар 20--25 рублей (для фальшивых денег цена почти непомерная). Кроме того, чеченцы через посредников относительно мелкими партиями сбывали фальшивки просто через обменные пункты или частных менял -- все равно никто выявить подделку не мог.

Согласно данным СК, выручка от этих сделок возвращалась шести московским чеченцам, в том числе некоему Улубию Магомедханову. Дальше деньги шли в ряд офшоров Кипра и растекались по всему миру. Известно, что они поступали в Дублин, Лондон, Прагу, Швейцарию. Как считают в спецслужбах, часть средств шла на закупку за границей оружия для боевиков, часть через посредников передавалась Масхадову и Басаеву на поддержку бандформирований и проведение терактов. По оперативным данным, вырученные от сбыта фальшивок деньги ушли на организацию захвата заложников в мюзикле «Норд-Ост» и на взрыв Дома правительства в Чечне. В частности, известно, что в середине декабря московские чеченцы передали выручку боевикам в одном из чеченских сел, и именно эти террористы потом принимали участие в уничтожении Дома правительства.

Выйти на след печатного станка удалось сотрудникам департамента по борьбе с терроризмом ФСБ, которые узнали о переброске боевикам из Москвы новых партий денег и передали свои материалы в СК при МВД. Общее руководство операцией проводили начальник следственной части СК Валерий Сызранцев и его зам Александр Матвеев. Сейчас расследование ведет следователь по особо важным делам СК Михаил Гончаров, курирует ход дела начальник одного из отделов СК Виктор Ващенко. Общими усилиями спецслужбам удалось выяснить, что поддельные доллары идут из Дагестана, и осенью оперативники наконец накрыли типографию. А 24 декабря ровно в 6.00 по всей России было проведено одновременно около 40 обысков.

Схватить удалось почти всех организаторов сбыта фальшивых долларов в Москве, в том числе Магомедханова, который помог определить круг подозреваемых. Единственный, кому удалось сбежать, -- человек из известного в Чечне клана Лабазановых. У арестованных были изъяты около 100 тыс. поддельных долларов, удостоверения прокурора одного из районов Москвы, советника центрального аппарата МВД РФ, помощника депутата Госдумы и т.д. Большинство «корочек» оказалось поддельными.

Кроме того, во время обысков одной из квартир сыщики обнаружили несколько обычных целлофановых пакетов, забитых пачками бумаги. Когда сотрудники СК поднесли один из листов к окну, с удивлением увидели на нем все необходимые защитные знаки 500-рублевых купюр -- спецполосы, водяные надписи и эмблемы, вкрапления из мелких волокон и т.д. Фактически это были почти готовые деньги -- оставалось лишь нанести на листы цветное изображение (это можно сделать при помощи принтера), разрезать, и такие купюры не отличил бы от настоящих ни один специалист. Еще больше сотрудники СК удивились после экспертизы, которая однозначно показала, что листы эти могли быть произведены только на Гознаке. Сейчас следователи возбудили по этому факту отдельное дело и намерены в ближайшее время пообщаться с руководством фабрики.

Что касается в целом расследования о чеченских долларах, то его под контроль сейчас взяли высшие руководители России. «Нам удалось перекрыть один из основных источников финансирования чеченских террористов, -- говорят в МВД, -- и тем самым спасти сотни жизней. Иначе бы выручка с поддельных долларов и дальше шла на покупку оружия и организацию терактов».

Александр ШВАРЕВ