Время новостей
     N°13, 27 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.01.2003
Первая кладка «Золотого орла»
Вручение кинематографической премии обернулось триумфом «Кукушки»
Церемония вручения премии национальной Академии кинематографических наук и искусств «Золотой орел» в субботу прошла на «Мосфильме». В тот же день ее показали по ОРТ, там же, в программе Дмитрия Диброва, состоялось обсуждение итогов. Так что все, кому это интересно, могли удовлетворить любопытство в режиме реального времени. Церемония оказалась обычной для таких мероприятий. Про другую кинематографическую премию -- «Нику» -- ни разу не вспомнили. Президент академии Владимир Наумов сам объявил свою премию главной -- в духе новой этики, согласно которой не кажется нескромным в рекламных роликах называть свой товар лучшим, а собственные достижения -- выдающимися. Президент Путин в приветствии, которое зачитал Михаил Швыдкой, ограничился тем, что назвал премию «одной из самых молодых». Да еще Владимир Познер, вручавший очередной приз, пожелал нашей стране, которая «этого заслуживает», иметь одну национальную кинопремию. Имел ли он при этом в виду, что обе премии должны слиться воедино или что одна победит другую, осталось неясным.

Художественный руководитель церемонии Никита Михалков и его студия «ТриТэ» напрягли все силы ради пущей торжественности. В числе ведущих появился даже нелюдимый Олег Меньшиков (в паре с Надей Михалковой). Для вручения призов пригласили самых статусных гостей: от Зураба Церетели и Джины Лоллобриджиды до Юрия Башмета и Биби Андерсен. Звездой шоу стала Людмила Гурченко, представившая пять фильмов -- претендентов на главный приз. Пяти фильмам соответствовали четыре платья от Юдашкина и одно из "Карнавальной ночи", которые имели к происходящему столь же мало отношения, сколь и монологи актрисы.

Церемония «Золотого орла» -- очередная попытка, надув щеки, сделать вид, что в стране все в порядке с официальным искусством и отечественное кино вполне значимая отрасль. Что это не так, демонстрировала та же церемония, в которой как бы государственный пафос чередовался с тусовочной расслабленностью. Участники наглядно демонстрировали, что отечественная кинематография -- дело семейное, что узок круг посвященных и отношения между ними так же лишены дистанции, как между жильцами коммунальной квартиры. Но поскольку легкий дух междусобойчика организаторы сознательно убирали (особенно при телевизионной трансляции) и напирали на торжественность и официальность, происходящее выглядело так же неестественно, как если бы члены одной семьи вдруг перешли друг с другом на «вы» и завтракали на пятиметровой кухне при галстуках. Кажется, что и телезрители, и кино только бы выиграли, если бы академия ограничилась торжественным обедом в честь победителей, а публике показали нормальную телепрограмму, из которой было бы ясно, кого и за что награждают, а всю эту смесь советского концерта с капустником оставили прошлому.

По-настоящему возможности телевидения были использованы в церемонии один раз -- для телемоста с Петербургом, показавшего публике крупным планом мало кому известное лицо Александра Рогожкина -- главного триумфатора премии. Фильм «Кукушка» был признан лучшим, а его режиссер и сценарист Александр Рогожкин победил в соответствующих номинациях. Еще один приз принес «Кукушке» Виктор Бычков, награжденный за лучшую мужскую роль. Такая безусловная победа картины, той же академией забракованной при выдвижении на премию «Оскар», вызвала оживленные пересуды на банкете после церемонии, особенно в связи с тем, что выдвинутому от России «Дом дураков» Андрея Кончаловского не досталось ни одного «Орла». В основном обсуждалось, знал ли Никита Михалков заранее о результатах голосования, и был сделан вывод, что все-таки не знал, а процедура была на этот раз честной и тайной. Что можно считать большой победой академии.

Победы в остальных номинациях особо не комментировали. Приз за женскую роль достался Наталье Гундаревой (сериал «Ростов-папа»), трех «Орлов» (Ольга Волкова за роль второго плана, и художники -- по костюмам и постановщик) получил фильм Сергея Овчарова «Сказ про Федота-стрельца, двух -- мосфильмовская «Звезда» (оператор и композитор), и один -- «Война» (за звук). Вот вроде и все кино. Еще «Спартак и Калашников» Андрея Прошкина получил приз за дебют, а другой дебют -- «В движении» Филиппа Янковского -- отметили за монтаж.

Забавно, что церемонию решили провести на «Мосфильме» как главной киностудии страны, однако большинство наград ушло в Петербург, фильмам, сделанным независимой компанией СТВ («Кукушка», «Сказ про Федота-стрельца», «Война»). Это к вопросу о пафосе и об эффективности кинопроизводства.

Алена СОЛНЦЕВА