Время новостей
     N°12, 24 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.01.2003
Продается терминал
Латвия готовится к приватизации Ventspils nafta
Правительство Латвии в ближайшие дни рассмотрит вопрос о приватизации почти 43% акций нефтяного терминала Ventspils nafta. Как заявил вчера вице-премьер Латвии Айнарс Шлесерс, это единственный способ загрузить почти простаивающий сейчас терминал и спасти его от банкротства. Российские эксперты считают, что покупателем акций, скорее всего, выступит государственная «Транснефть». Впрочем, существуют большие сомнения в том, насколько эффективно приобретать лишь блокирующий пакет порта, ведь нынешние частные акционеры вряд ли согласятся избавиться от перспективных акций.

Ventspils nafta -- нефтяной терминал незамерзающего латвийского порта Вентспилс с пропускной способностью в 16 млн т нефти и 12 млн т нефтепродуктов в год. 47,87% акций компании принадлежит Latvijas Naftas Tranzits (объединение предприятий, занимающихся перевалкой нефти и нефтепродуктов, фактически контролируется шестью предпринимателями, причем оперативной деятельностью занимается один из них -- мэр Вентспилса Айварс Лембергс), 42,68% контролирует правительство Латвии, остальные акции -- у мелких акционеров.

С середины прошлого года «Транснефть» начала сокращать поставки через порт Вентспилс. К концу декабря объем перевалки снизился более чем на 30%, а в январе комиссия по доступу к нефтепроводам, возглавляемая вице-премьером Виктором Христенко, заявила, что в первом квартале 2003 года российская нефть вообще не пойдет через Вентспилс. Не помогли даже письма нефтяников, направленные в правительство.

Теперь правительству Латвии не остается ничего, кроме как допустить российскую компанию в число акционеров Ventspils nafta. Вчера же вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил газете «Время новостей», что его компания «сохраняет заинтересованность» в покупке государственных акций Ventspils nafta. Также он отметил, что «Транснефть» не станет отказываться и от покупки доли других акционеров Ventspils nafta и обязательно рассмотрит такое предложение, если, конечно, оно поступит.

Однако это вряд ли может произойти. Ведь в случае приватизации пятипроцентный пакет должен достаться нынешним частным акционерам порта. А они в латвийской прессе утверждают, что не собираются никому ничего продавать. И, отвечая на вопрос о том, выгодно ли российским компаниям приобретать лишь блокирующий пакет Ventspils nafta, г-н Лембергс вопрошает: «А что он блокирует? Изменения в уставе? Но что в уставе нужно менять, чтобы была необходимость этот вопрос заблокировать?»

В свою очередь, аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царьгородцев отмечает, что латвийцы могут продать порт кому-то из геополитических, а не экономических соображений. Однако аналитик напоминает, что в этом случае исход, скорее всего, будет такой же, как и после того, как литовское правительство передало акции компании Mazeikiu nafta американцам, которые управляли компанией три года, и она не переставала быть убыточной. И лишь после того, как в сентябре прошлого года контроль над предприятием получил ЮКОС, ситуация наладилась.

В ЛУКОЙЛе, который наравне с ЮКОСом в середине прошлого года считался претендентом на покупку акций латвийского порта, газете «Время новостей» сообщили, что «пока не рассматривают возможность покупки пакета», кроме того, «надо увидеть предложение и оценить рентабельность». В ЮКОСе заявили, что «как только будет принято решение о продаже, оно будет рассмотрено».

Однако эксперты сомневаются, что эта покупка может быть выгодна кому-либо еще кроме «Транснефти». Аналитик UFG Павел Кушнир отмечает, что объем поставок контролируется именно ею и частные компании все равно не смогут самостоятельно увеличить объем поставок по трубе. При этом прибыль, которую получают акционеры, несопоставима с необходимым объемом инвестиций. Кроме того, эксперт считает, что латвийскому правительству надо поторопиться с принятием решения, поскольку «после окончания зимнего сезона, когда погодные условия в российских портах придут в норму, привлекательность Вентспилского порта резко снизится».

Денис РЕБРОВ, Николай ГОРЕЛОВ