Время новостей
     N°10, 22 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.01.2003
Искусство в шампанском
Клубы начали устраивать выставки дизайнеров моды
Тенденция соединять моду с «высоким» искусством в жанре выставок и фестивалей началась несколько лет назад с проекта МДФ «Мода и стиль в фотографии», продолжилась открытием бутика James (с выставочным залом в подполье) и фестивалем классической музыки «Черешневый лес», что проводил крупный дистрибьютор модной одежды «Боско ди Чильеджи». Теперь она вышла на принципиально новый уровень, слившись с другой, не менее свежей для России манерой -- соединять, в жанре тех же выставок и фестивалей, клубную культуру с «высокой». Арт-акции клубы и рестораны устраивают примерно с того же времени, что профессионалы от «моды и стиля». В этом году клубы и рестораны начали выставлять моду.

Клубные выставки моды начались накануне Рождества. Сначала в «Мухе» -- выставка-распродажа новогодних подарков от наших дизайнеров. Потом -- выставка дизайнерских галстуков в клубе «Майор Пронин» (втором арт-проекте клубного формата от художника Андрея Бильжо). Сегодня в «Клубе на Брестской» показывают коллекцию Вероники Лазаревой «Восточная Re-Forma»: восточные халаты для мужчин и фартуки из роз для женщин. На протяжении всего января в арт-кафе «Ностальжи» красуется выставка «нарядов для шампанского» от все той же дюжины имен отечественных модельеров.

«Наряд для шампанского» -- не то же самое, что «платье для коктейлей», это платье не для человека, а для бутылки -- тоже род рождественской безделицы, дизайнерского подарка. В России модельеры, кажется, впервые столкнулись с заказом на «мелочи» -- в то время как западные дизайнеры давно освоили это искусство, так что и покупателю, в том числе российскому, неудивительно, приобретя какой-нибудь предмет гардероба известной марки вроде Kenzo, получить «в нагрузку» книжную закладку причудливого вида. Функция у таких безделиц понятная -- маркетинговая: долгое время после совершения покупки регулярно напоминать человеку о том, чтобы он заглянул в бутик снова.

Так же одарив знакомого подарком-безделушкой от модельера, вы скорее всего направите его в именной бутик: достаточно представить, как к подобной экскурсии обяжет его дизайнерский галстук. Наряд для шампанского -- вещь сугубо сувенирная и праздничная. В Европе существует традиция изготовления таких платьев для этих самых фигуристых бутылок: для образца нашим дизайнерам прислали безделушки от Готье (лакированный корсет) и от Пако Рабанна (кольчугу). В ответ Ольга Солдатова водрузила на бутылку войлочный шлем в стили милитари, Елена Супрун -- платье, расшитое бисером, Юлия Далакян -- кожаное обмундирование в стиле вамп. Фактически, все, что представлено в «Ностальжи», является минималистски исполненными платьями в буквальном смысле слова, отпечатками стиля каждого из наших дизайнеров (кроме названных выставили свои творения Мака Ассатиани, Андрей Шаров, Маша Цигаль -- в целом, с дюжину художников моды).

В общем, конечно, художник и модельер -- специальности, что называется, смежные. Они обычно дружат и сотрудничают. Скажем, галерист и куратор Александр Якут, художники Алексей Беляев-Гинтовт и Андрей Молодкин регулярно задействуют в своих акциях модельеров, особое предпочтение отдавая Ольге Солдатовой.

Однако эти разовые акции служили выведению моды за рамки восприятия ее как чего-то сугубо утилитарного -- а художники в свою очередь за счет причастности к моде обретали статус «модных». Ради той же цели дистрибьюторская компания «Джамилько» открыла галерею при бутике «Джеймс». Для клубов выставки всегда значили то же самое, что для профессионалов одежного бизнеса -- способ приобщиться к «высокому».

То, что клубы и рестораны (к коим, несомненно, относится «Ностальжи»), еще недавно только-только начавшие устраивать выставки в принципе, теперь выставляют объекты дизайнеров моды, говорит об устойчивом положении дел как у клубов и ресторанов, так и у модельеров: ни тем ни другим доказывать «статус» больше нет необходимости.

Ольга А. КУЗНЕЦОВА