Время новостей
     N°9, 21 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2003
Горчичный посев
«Юг Руси» затевает передел мирового рынка
Как выясняется, возможности России на мировых рынках не так ограниченны, как принято считать. Вполне реализуемые планы одной только корпорации могут изменить расстановку сил пусть не на таком политически значимом, как нефтяной, но все же необходимом человечеству рынке -- горчичном. Генеральный директор агросоюза «Юг Руси» Анатолий Кучеренко заявил корреспонденту газеты «Время новостей», что в наступающем сезоне его компания планирует вырастить в собственных хозяйствах в Ростовской и Волгоградской областях и Краснодарском крае 30 тысяч тонн семян горчицы, а еще около 100 тысяч тонн закупить для переработки на стороне. Идею сажать горчицу «Юг Руси» активно предлагает другим хозяйствам, гарантируя последующие закупки. Новое производство развернется на мощностях крупнейшего в Европе маслоэкстракционного завода «Юга Руси», где пока под торговой маркой «Золотая семечка» выпускают в основном подсолнечное масло и майонезы. Что именно будет производить агросоюз из горчичного ряда (порошок, масло, соусы), пока неизвестно, но, по словам г-на Кучеренко, это будет «конечный продукт». Из чего можно сделать вывод, что ростовский агрохолдинг не станет снабжать сырьем (горчичным порошком) примерно 200 компаний, которые сегодня в России занимаются производством фасованной горчицы.

Представители группы компаний «Сарепта», контролирующей сегодня 60% российского рынка горчицы, считают, что если «Юг Руси» действительно реализует продекларированные планы, то он потеснит лидеров горчичного бизнеса -- канадцев. Чтобы понять масштабы затеваемого «Югом Руси» нового проекта, достаточно сказать, что группа «Сарепта» с ее Волгоградским маслоэкстракционным заводом сейчас ежегодно перерабатывает около 20 тысяч тонн маслосемян горчицы. При этом ее доля на российском горчичном рынке оценивается примерно в 50--60%. Даже в лучшие годы «Сарепта», где двести лет назад впервые в России освоили выпуск горчицы, перерабатывала максимум 45--50 тысяч тонн сырья.

Начальник отдела маркетинга «Сарепты» Андрей Никитин говорит, что его «поражают» объемы переработки горчицы, на которые нацелился «Юг Руси». «Достаточно сказать, что в последние три-четыре года в России удавалось ежегодно собирать всего лишь около 30 тысяч тонн горчицы, -- говорит он. -- Конечно, «Юг Руси» может нарастить ее посевы, но все равно рынок горчицы в России очень узок и характеризуется жесткой конкуренцией, там давно все поделено и свободных ниш нет. С объемами, заявляемыми «Югом Руси», эта компания должна будет не только захватить львиную долю российского рынка, но и стать мировым лидером в ее переработке. Сейчас здесь первенствуют канадцы, которые ежегодно перерабатывают около 150 тысяч тонн горчицы. В принципе для амбициозного «Юга Руси» возможность стать мировым производителем горчицы номер один, наверное, существует, поскольку сегодня семена горчицы в России стоят 150--200 долларов за тонну, а на мировом рынке 390--400 долларов».

В «Юге Руси» в свою очередь газете «Время новостей» заявили, что цифру в 130 тысяч тонн взяли не с потолка: проведя серьезный маркетинг, компания уверена, что сможет сбыть всю продукцию, полученную после переработки такого количества маслосемян горчицы.

Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону