Время новостей
     N°9, 21 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.01.2003
Пятый элемент
Индия присматривается к очень дорогой игрушке
Индия вчера впервые публично проявила интерес к совместной с Россией разработке истребителя пятого поколения. В Дели начальник штаба военно-воздушных сил страны маршал авиации Сринивасапуран Кришнасвами подтвердил журналистам, что его страна будет участвовать в этом проекте, и заявил, что в результате «ударная мощь индийских ВВС поднимется на качественно новый уровень». Накануне в Иркутске министр обороны Индии Джордж Фернандес, завершая пятидневный визит в Россию, сообщил, что он среди прочих тем обсуждал участие индийцев как в проектировании, так и в производстве будущего самолета. Фернандес ничего не сказал о результатах этих переговоров. Впрочем, учитывая беспрецедентный характер проекта и его колоссальную стоимость, переговоры наверняка только начинаются.

Истребители пятого поколения (считается, что после второй мировой войны в мире сменилось четыре поколения этих боевых машин) пока в основном умозрительная абстракция. По мысли авиационных теоретиков, пятое поколение будет обладать крейсерской сверхзвуковой скоростью (современные самолеты могут находиться в режиме «сверхзвука» не более минуты-полутора, хотя в бою и это -- великое преимущество), малой заметностью в радиодиапазоне (технология Stealth), способностью атаковать множество целей одновременно, сверхманевренностью и массой других характеристик, качественно расширяющих их боевые возможности. Реально в мире пока создан только один самолет подобного класса -- американский F-22 Raptor. Он завершает цикл испытаний, принятие его на вооружение ВВС США ожидается в 2005 году. В США также работают над более легким истребителем пятого поколения, которому присвоено наименование F-35 JSF (Joint Strike Fighter). Наши разработки по своим характеристикам ближе к JSF, чем к Raptor.

СССР приступил к созданию пятого поколения примерно тогда же, когда и США, то есть в середине 80-х годов. Но потом, в связи с капитальной перестройкой страны, заделы по этой теме были надолго заморожены. Только в 1997 году АВПК «Сухой» поднял в небо свой прототип новой машины -- С-37 (переименованный позже в Су-47), а в 2000 году совершила первый полет модель корпорации МиГ, известная как МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель).

26 апреля военно-техническая комиссия при правительстве России отдала лидерство в этой области «Сухому», назначив его головным разработчиком пятого поколения. Довольно амбициозный план, изложенный главой «Росавиакосмоса» Юрием Коптевым, предусматривает начало летных испытаний чудо-машины в 2006 году, а уже в 2010-м -- начало ее серийного производства.

Правда, финансируется эта программа, по российскому обычаю, лишь частично. Государство обещало выделить 1,5 млрд долл., необходимых для строительства первых четырех испытательных прототипов. На всю разработку нужно как минимум в пять раз больше, а производственная программа, рассчитанная на выпуск 500 истребителей примерной стоимостью по 50 млн долл., вообще требует умопомрачительных 25-миллиардных расходов. Собственные средства, которые авиастроительные предприятия могли бы вложить в проект, оцениваются в «скромные» 1 млрд долл. Поэтому с самого начала российское авиационное начальство начало искать зарубежного соинвестора. Проект такого масштаба могут потянуть только два традиционных покупателя российской авиатехники -- Китай и Индия. По неофициальным сведениям, переговоры такого рода с Китаем велись, но успехом не увенчались. Из стратегических соображений китайские товарищи предпочитают идти к пятому поколению самостоятельно. Под большим секретом в КНР разрабатывают проект J-12, рассчитывая к 2012 году поднять его в воздух, а к 2015-му поставить на вооружение.

Индия проявила принципиальную заинтересованность в участии в общем деле. Правда, остается большим вопросом, адекватно ли рассчитана стоимость проекта и не окажется ли он слишком дорогим даже для двух стран вместе. Американская программа F-22, например, стоила 22 млрд долларов.

Михаил КУКУШКИН