Время новостей
     N°8, 20 января 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.01.2003
Иракский торт для россиян
Новый всплеск в сотрудничестве между странами в интервью обозревателю газеты «Время новостей» Елене СУПОНИНОЙ комментирует посол Ирака в России г-н Аббас ХАЛАФ:

- Российская делегация, которая вернулась из Багдада в Москву в пятницу, пожалуй, самая высокая за последнее время. Обсуждены политические вопросы и серьезные проекты экономического сотрудничества, особенно в области нефти и газа, энергетики. Только в области электрификации у нас с россиянами уже подписано контрактов на 1,2 млрд евро. С помощью компании «Энергомашэкспорт» у нас будет построена плотина «Макхуль» -- стоимость контракта 70 млн евро. А электростанцию «Юсуфия» к югу от Багдада уже строит «Технопромэкспорт», там работают около 500 россиян.

Сейчас хорошие предпосылки для активизации сотрудничества между Россией и Ираком. Недаром в ходе этого визита подписан крупный контракт с компанией «Стройтрансгаз» по освоению четвертого нефтегазового блока в Западной пустыне. Этот контракт для россиян -- настоящий торт. И это доказывает, что Ирак видит в россиянах серьезных партнеров, хорошо знающих ситуацию в стране. Мы готовим контракты с компаниями «Татнефть», «Союзнефтегаз». А с компанией «Зарубежнефть» интенсивно обсуждаем перспективы подписания контракта по очень крупному месторождению «Нахр Бен Умар» на юге (это на реке Бен Умар), которое может давать до 600 тыс. баррелей нефти в день! Ирак неслучайно дал приоритет здесь российской компании, причем именно государственной, хотя раньше на это месторождение претендовали французы.

-- Разве в рамках международных санкций, действующих против Ирака, можно поднять такое большое месторождение, как «Бен Умар»? Есть же печальный пример ЛУКОЙЛа, который так и не смог начать работы на другом месторождении-гиганте «Западная Курна - 2»...

-- В рамках санкций можно делать определенные работы, ничего не нарушая. Мы не хотим осложнять обстановку ни себе, ни нашим друзьям. Ирак прежде всего сам не хочет нарушать международные санкции. Хотя мы исходим из того, что эти санкции не вечны. Можно делать подготовительные работы, провести технико-экономическое обоснование, масса всего, что можно сделать, не нарушая санкции!

-- Почему же такие работы не начались на «Западной Курне»?

-- Этот вопрос надо задать ЛУКОЙЛу. Компания должна ответить на эти претензии.

-- Действительно ли скандал с ЛУКОЙЛом окончательно урегулирован и компания вернется на «Западную Курну»?

-- Сообщение об этом передал ЛУКОЙЛ. Эти заявления -- на их совести. Раз они это распространили, пусть сами отвечают за эту информацию. Но действительно, в Багдаде в эти дни в составе российской делегации был и представитель ЛУКОЙЛа. Это я могу подтвердить.

-- С этого года товары в Ирак будут поставляться на основе нового черного списка запрещенных товаров, который из-за предложений США стал еще шире. В российском МИДе говорят, что введение такого списка не отразится на работе россиян негативно, даже наоборот. Вы согласны с этим?

-- Любые ограничения, несмотря на точку зрения той или иной страны, это лишнее бремя для нас. Поэтому наша принципиальная позиция -- не приветствовать любые исключения, ограничивающие товарооборот нашей страны.

-- Почему до сих пор не подписан план долгосрочного сотрудничества с Россией, который Багдад оценивает в 40 млрд долларов? Вы лично обещали, что он будет подписан еще прошлой осенью.

-- Этот вопрос обсуждается, корректируются различные аспекты. Я бы сказал, что мяч сейчас на стороне Российской Федерации. Багдад хоть сейчас готов это подписать. А за российскую сторону я отвечать не могу. Но надежда на подписание есть, ведь Москва не опровергала необходимость этого.

-- Как вы расцениваете скандал вокруг пустых боеголовок для химоружия, найденных в Багдаде на днях? Американцы говорят, что это еще одно доказательство того, что Ирак плохо сотрудничает с инспекторами по разоружению, ведь эти боеголовки не были вписаны в иракские отчеты.

-- Ирак же не самоубийца! Мы поэтому и пригласили инспекторов по разоружению, чтобы они все проверили и во всем убедились. Просто американцы и англичане продолжают провокационный курс против нашей страны. Наше сотрудничество с инспекторами полностью прозрачно. Это обычные снаряды, причем производства 1986 года, а с тех пор Ирак прошел две войны. Эти снаряды никто и не скрывал. Ирак вообще ничего не скрывает. Специалисты сейчас изучают этот вопрос -- и ничего страшного не находят, недаром американцы затихли. К тому же правила игры таковы, что даже инспекторы по разоружению всегда могут при желании что-то уничтожить из найденного.

-- Как вы расцениваете последнее заявление канцлера Германии Шредера, что для урегулирования ситуации в Ираке президенту Саддаму лучше попросить убежища в другой стране?

-- Эта тема уже неоднократно поднималась в рамках психологической войны, которую проводят США против Ирака. Это абсурд, чушь. А немецкому канцлеру лучше было бы не петь в этом хоре. Мы высоко оцениваем позицию Германии, ее независимый курс. Жаль, что немецкий лидер все же присоединился к хору, поющему, я бы сказал, очень несолидные песни. А президент Саддам Хусейн -- человек с большой волей. Он не из тех лидеров, которые в трудные времена могут покинуть свой народ в тонущей лодке. Это просто грязная насмешка. Тот, кто хорошо знает Саддама Хусейна и иракский народ, никогда такому не поверит.

-- Вы встречались две недели назад с президентом Саддамом...

-- Да, с ним встречались иракские послы за рубежом. Он посеял в нас надежду и уверенность. Как всегда, он живо интересовался происходящим в той или иной стране. Он хорошо владеет ситуацией, прекрасно выглядит и выдерживает свой режим работы.

-- По поводу России он что-либо сказал?

-- Россия для него... о! И это не комплимент. Он верит в Россию как в верного партнера и верного друга арабов и мусульман. Когда он принимал недавно официального представителя Чечни Ахмада Кадырова, он так и сказал: «Слабая Россия -- не в интересах арабов и не в интересах мусульман».

-- Так что, лучшие иракские нефтяные месторождения будут отданы россиянам?

-- Многое зависит от нас, но многое зависит и от вас. Вопрос -- что мы на деле покажем и докажем друг другу.

Беседовала Елена СУПОНИНА